"Гравитация"
Посмотрел «Гравитацию». Вот несколько непоследовательные, с пятого на десятое, впечатления и чуть более взвешенный вывод.
Сразу скажу, что шёл на фильм с очень высокими требованиями. Причина таких ожиданий банальная — прочитал в новостях, что якобы сам Джеймс Кэмерон после просмотра назвал «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе из всех, которые он когда-либо видел. А мнение великого Кэмерона я очень уважаю. Потому от Куарона ждал много-премного.
Второй момент — я очень люблю фантастику. Очень. Ну, то есть с раннего детства зачитываюсь, тысячи книжек, десятки авторов, и многое из этого барахло, из которого потихоньку выкристаллизовалось моё зрелое увлечение, которое со временем если и остыло, то совсем чуть-чуть.
Из-за чтения фантастики я даже в своё время увлекся астрономией и вообще космосом. Помню книгу «Звёздные острова», рассказы космонавтов, статьи и схемы космических аппаратов в разрезе (особенно ярко помнится рисунок орбитальной станции «Салют» в энциклопедическом словаре юного астронома), помню справочник любителя астрономии и как пытался разобраться в 15 лет в системах координат (экваториальные, эклиптические, галактические и ещё какие-то), как пробовал высчитывать и замерять углы восхождения и склонение, как наблюдал августовской ночью за персеидами, укутанный в пуховик, лежал на вкопанных баллонах во дворе, смотрел на созвездия и и думал, и мечтал. До сих пор регулярно в новостных лентах читаю заметки о космосе, о наблюдениях, теориях, о межпланетных аппаратах, о миссиях. Ещё у меня в закладках блоги некоторых специалистов, работающих в ЦУПе и NASA, причастные к работе МКС и т.д.
Вот с таким багажом и с немного насторожённым настроением шёл на фильм.
С первых же кадров фильм намертво подкупает. Ну, лично меня — с потрохами. Настолько с потрохами, что я даже не заметил во время просмотра различных чисто адвенчурных допущений наподобие того, что Ковальски в исполнении Клуни летает в окрестностях шаттла, в скафандре с реактивными двигателями, без какой-либо страховки и искромётно шутит. Честно скажу, ребята, для художественного фильма подобная деталь — мелочь, тем более, что выходы в открытый космос без страховочного фала в реальности и правда выполнялись, причём не раз (с помощью специальной установки перемещения и маневрирования MMU, которая собственно и закреплена на скафандре у персонажа Клуни). Поэтому этот момент не просчёт, а совсем небольшое художественное преувеличение. Ещё были мелкие нереалистичные моменты драматического характера, например, эпизоды с открытием шлюзовых люков (очень страшные моменты, честное слово). Собственно, это всё, к чему я мог бы придраться, при желании, при большом желании. Но такого желания придираться у меня нет абсолютно, вообще.
Чем же меня всё так подкупило? Потрясающим вниманием к деталям! Виртуозная операторская работа! И потрясающая работа с визуальными эффектами! По сути практически весь фильм снят на зелёном фоне, и снят невероятно! Грандиозно. Без сомнения, гениальная работа студии, которая ответственна за VFX, они смогли добиться потрясающего, пробирающего до дрожи эффекта дезориентации, смогли по-настоящему реально передать динамику передвижений в условиях невесомости. Всё это создаёт очень плотную атмосферу происходящего и вызывает у зрителя мощнейший эффект присутствия.
Но одними эффектами сыт не будешь. Помимо зрелищности нужно действие, драйв, саспенс — всё то, что двигает картину по перипетиям сюжета, и не даёт нам скучать во время просмотра. И этого добра в фильме — очень много. Чего-то новаторского, в общем, и нет, но комбинации различных современных приёмов не становятся от этого менее эффективными, тем более, что применяется всё не просто грамотно, но ещё и талантливо. Например, почти все космические сцены по-настоящему беззвучные, а голоса персонажей мы слышим из некоего условного приёмника, который перехватывает разговоры экипажа и ретранслирует зрителям. Замечу, что в отдельных краш-сценах звук в космосе всё-таки появляется, но таковы законы саспенса, и даже в этих нереалистичных моментах работа со звуком потрясающая и не вызывает никакого диссонанса. Ещё прекрасно реализован такой приём как вид от первого лица — идеально! Во время просмотра постоянно возникали различные невольные ассоциации с разными когда-то прочитанными книжками, например «Имею скафандр, готов путешествовать» Роберта Хайнлайна. И момент из приключений азимовского Лаки Стара, который болтаясь в космосе с помощью баллона создал реактивную тягу. И ещё впомнились разные рассказы Брэдбери о потерянных в космосе астронавтах, все те описанные им ощущения безграничного одиночества, постоянного удушающего страха и неотвратимой обречённости перед безжалостным и безграничным ничто — всё это создателям «Гравитации» удалось гениально реализовать в кадре и передать все эти ощущения зрителю. Пробирает. ОЧЕНЬ.
Кхм, теперь… теперь о неприятном. Без ложки дёгтя не обойдусь. Не потому что меня это зацепило или царапнуло, а чтобы быть хоть чуть-чуть объективнее. Из неприятного в фильме есть одна главная придирка — главный сюжетный элемент, который указан во всех кратких описаниях фильма — об облаке обломков и цепной реакции. Ну, и то, что началось с российского спутника. Да, к этому придраться можно очень легко. Потому что в реальности такой сценарий невозможен, а подрыв даже десяти спутников хоть и вызовет нешуточные коллизии, но уж точно не вызовет паралича связи, тотального коллапса, тем более на военном уровне. В общем, прокол ощутимый и очень заметный. Вот только если захотите придраться, не забудьте, что это всё-таки — фантастика, художественный жанр. Внезапно, правда? :) В фантастике приняты фантастические допущения, которые собственно и являются стержнеобразующими для антуража. Вот и этот «прокол» как раз и есть такое вот глобальное допущение. И я на эту, мягко говоря, нестыковку — просто наплевал :) Потому что кино — ох*****е!!!
Пардон :) Всё, ложка дёгтя кончилась, ну, лично для меня. Дальше продолжу про приятное. Приятное — это тотальное внимание к деталям антуража! Всё, что мы видим в кадре — аутентично! Типы космических кораблей, сами корабли, МКС, скафандры, формат позывных и даже действия экипажа. Разумеется, не всё сделано полностью реалистичным, особенно это касается поступков героев. Но тут уж, сами понимаете, законы драмы — зрителям должно быть интересно… а не только мне, отмороженному любителю ))) Поэтому в фильме довольно много сцен, которые в реальности скорее всего привели бы к печальным последствиям, но, знаете, они сделаны очень правдоподобно, и о них можно сказать «Чудо!» примерно так же, как если бы человек, прыгнувший с крыши небоскрёба, случайно упал бы в кучу мягких коробок и выжил бы, вероятность очень мала, но такое возможно. К тому же, все эти приёмы, бу-эффекты и нагнетания обстоятельств органично вплетены в происходящее и прекрасно работают.
Так, хватит о техническом, реалистическом и прочем подобном. Немного о живых. Об актёрах. Тут я абсолютно искренне могу сказать только одно — прекрасно сыграно! Идеальное попадание, мастерское, вдохновенное исполнение. В общем, я им верю. Особенно Сандре. Сильнейшие эмоции её персонажа сыграли немаловажную роль в фильме. А ещё спасибо Джорджу за его Ковальски, особенно момент со страховочным тросом — мужик. И особенное спасибо — за второе появление, честно признаюсь, меня на этом моменте сначала подбросило от радости, минуты на три, потом с горечью размазало по креслу, и опять радость, осторожная, недоверчивая, а вдруг?
Ну, вы поняли. И в заключение, немного о философском и обобщающем. Прошло три дня после просмотра. Мои эмоции чуть успокоились, впечатления улеглись, мысли стали чуть трезвее. И я могу с чистой совестью признать, что этот фильм — не просто сильное кино, не просто мастерская работа — это шедевр. Но не для всех. Для некоторых. Типа меня :) Знаете, когда я пытался сформулировать то смутное ощущение, которое бродило в голове, то первая же ассоциация оказалась в точку. А пришёл мне в голову — замечательный писатель, Артур Хейли. Знаете почему? Потому что «Гравитация» — это первый и единственный художественный фильм, который можно с полным правом охарактеризовать как производственную драму о работе в космосе. Такого не делал никто, было много других жанров, чисто фантастических: космо-оперы в ассортименте, фильмы о пришельцах, о чужих, было и есть много кино-фантастики ближнего прицела. Но вот такого, от и до посвящённого ребятам, которые работали и работают на орбите, и подвергаются такому риску. Мы за короткое время увидели то, насколько же всё тонко, всё и все: и Земля, которая прикрыта тонкой полупрозрачной плёнкой атмосферы, и человек в космосе. Разница только в масштабах. Но как бы ни было страшно, временами до оцепенения и обречённости — надо превозмогать и идти вперёд, принимать вызовы и побеждать как делали это те, кто был до нас, кто открыл нам дорогу в космос, кто строит её прямо сейчас.
Мы стоим на плечах титанов, ребята, не ударить бы в грязь лицом.
Для кого-то, для многих — это фильм года, или даже просто фильм. Но для меня — шедевр.
Браво, Куарон! Браво! Браво!
PS
Видеоклип, снятый на настоящей МКС, май 2013, песню Space Oddity (Нештатная ситуация в космосе) исполняет командир МКС Крис Хедфилд. Рекомендую смотреть с включенными субтитрами.
Сразу скажу, что шёл на фильм с очень высокими требованиями. Причина таких ожиданий банальная — прочитал в новостях, что якобы сам Джеймс Кэмерон после просмотра назвал «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе из всех, которые он когда-либо видел. А мнение великого Кэмерона я очень уважаю. Потому от Куарона ждал много-премного.
Второй момент — я очень люблю фантастику. Очень. Ну, то есть с раннего детства зачитываюсь, тысячи книжек, десятки авторов, и многое из этого барахло, из которого потихоньку выкристаллизовалось моё зрелое увлечение, которое со временем если и остыло, то совсем чуть-чуть.
Из-за чтения фантастики я даже в своё время увлекся астрономией и вообще космосом. Помню книгу «Звёздные острова», рассказы космонавтов, статьи и схемы космических аппаратов в разрезе (особенно ярко помнится рисунок орбитальной станции «Салют» в энциклопедическом словаре юного астронома), помню справочник любителя астрономии и как пытался разобраться в 15 лет в системах координат (экваториальные, эклиптические, галактические и ещё какие-то), как пробовал высчитывать и замерять углы восхождения и склонение, как наблюдал августовской ночью за персеидами, укутанный в пуховик, лежал на вкопанных баллонах во дворе, смотрел на созвездия и и думал, и мечтал. До сих пор регулярно в новостных лентах читаю заметки о космосе, о наблюдениях, теориях, о межпланетных аппаратах, о миссиях. Ещё у меня в закладках блоги некоторых специалистов, работающих в ЦУПе и NASA, причастные к работе МКС и т.д.
Вот с таким багажом и с немного насторожённым настроением шёл на фильм.
С первых же кадров фильм намертво подкупает. Ну, лично меня — с потрохами. Настолько с потрохами, что я даже не заметил во время просмотра различных чисто адвенчурных допущений наподобие того, что Ковальски в исполнении Клуни летает в окрестностях шаттла, в скафандре с реактивными двигателями, без какой-либо страховки и искромётно шутит. Честно скажу, ребята, для художественного фильма подобная деталь — мелочь, тем более, что выходы в открытый космос без страховочного фала в реальности и правда выполнялись, причём не раз (с помощью специальной установки перемещения и маневрирования MMU, которая собственно и закреплена на скафандре у персонажа Клуни). Поэтому этот момент не просчёт, а совсем небольшое художественное преувеличение. Ещё были мелкие нереалистичные моменты драматического характера, например, эпизоды с открытием шлюзовых люков (очень страшные моменты, честное слово). Собственно, это всё, к чему я мог бы придраться, при желании, при большом желании. Но такого желания придираться у меня нет абсолютно, вообще.
Чем же меня всё так подкупило? Потрясающим вниманием к деталям! Виртуозная операторская работа! И потрясающая работа с визуальными эффектами! По сути практически весь фильм снят на зелёном фоне, и снят невероятно! Грандиозно. Без сомнения, гениальная работа студии, которая ответственна за VFX, они смогли добиться потрясающего, пробирающего до дрожи эффекта дезориентации, смогли по-настоящему реально передать динамику передвижений в условиях невесомости. Всё это создаёт очень плотную атмосферу происходящего и вызывает у зрителя мощнейший эффект присутствия.
Но одними эффектами сыт не будешь. Помимо зрелищности нужно действие, драйв, саспенс — всё то, что двигает картину по перипетиям сюжета, и не даёт нам скучать во время просмотра. И этого добра в фильме — очень много. Чего-то новаторского, в общем, и нет, но комбинации различных современных приёмов не становятся от этого менее эффективными, тем более, что применяется всё не просто грамотно, но ещё и талантливо. Например, почти все космические сцены по-настоящему беззвучные, а голоса персонажей мы слышим из некоего условного приёмника, который перехватывает разговоры экипажа и ретранслирует зрителям. Замечу, что в отдельных краш-сценах звук в космосе всё-таки появляется, но таковы законы саспенса, и даже в этих нереалистичных моментах работа со звуком потрясающая и не вызывает никакого диссонанса. Ещё прекрасно реализован такой приём как вид от первого лица — идеально! Во время просмотра постоянно возникали различные невольные ассоциации с разными когда-то прочитанными книжками, например «Имею скафандр, готов путешествовать» Роберта Хайнлайна. И момент из приключений азимовского Лаки Стара, который болтаясь в космосе с помощью баллона создал реактивную тягу. И ещё впомнились разные рассказы Брэдбери о потерянных в космосе астронавтах, все те описанные им ощущения безграничного одиночества, постоянного удушающего страха и неотвратимой обречённости перед безжалостным и безграничным ничто — всё это создателям «Гравитации» удалось гениально реализовать в кадре и передать все эти ощущения зрителю. Пробирает. ОЧЕНЬ.
Кхм, теперь… теперь о неприятном. Без ложки дёгтя не обойдусь. Не потому что меня это зацепило или царапнуло, а чтобы быть хоть чуть-чуть объективнее. Из неприятного в фильме есть одна главная придирка — главный сюжетный элемент, который указан во всех кратких описаниях фильма — об облаке обломков и цепной реакции. Ну, и то, что началось с российского спутника. Да, к этому придраться можно очень легко. Потому что в реальности такой сценарий невозможен, а подрыв даже десяти спутников хоть и вызовет нешуточные коллизии, но уж точно не вызовет паралича связи, тотального коллапса, тем более на военном уровне. В общем, прокол ощутимый и очень заметный. Вот только если захотите придраться, не забудьте, что это всё-таки — фантастика, художественный жанр. Внезапно, правда? :) В фантастике приняты фантастические допущения, которые собственно и являются стержнеобразующими для антуража. Вот и этот «прокол» как раз и есть такое вот глобальное допущение. И я на эту, мягко говоря, нестыковку — просто наплевал :) Потому что кино — ох*****е!!!
Пардон :) Всё, ложка дёгтя кончилась, ну, лично для меня. Дальше продолжу про приятное. Приятное — это тотальное внимание к деталям антуража! Всё, что мы видим в кадре — аутентично! Типы космических кораблей, сами корабли, МКС, скафандры, формат позывных и даже действия экипажа. Разумеется, не всё сделано полностью реалистичным, особенно это касается поступков героев. Но тут уж, сами понимаете, законы драмы — зрителям должно быть интересно… а не только мне, отмороженному любителю ))) Поэтому в фильме довольно много сцен, которые в реальности скорее всего привели бы к печальным последствиям, но, знаете, они сделаны очень правдоподобно, и о них можно сказать «Чудо!» примерно так же, как если бы человек, прыгнувший с крыши небоскрёба, случайно упал бы в кучу мягких коробок и выжил бы, вероятность очень мала, но такое возможно. К тому же, все эти приёмы, бу-эффекты и нагнетания обстоятельств органично вплетены в происходящее и прекрасно работают.
Так, хватит о техническом, реалистическом и прочем подобном. Немного о живых. Об актёрах. Тут я абсолютно искренне могу сказать только одно — прекрасно сыграно! Идеальное попадание, мастерское, вдохновенное исполнение. В общем, я им верю. Особенно Сандре. Сильнейшие эмоции её персонажа сыграли немаловажную роль в фильме. А ещё спасибо Джорджу за его Ковальски, особенно момент со страховочным тросом — мужик. И особенное спасибо — за второе появление, честно признаюсь, меня на этом моменте сначала подбросило от радости, минуты на три, потом с горечью размазало по креслу, и опять радость, осторожная, недоверчивая, а вдруг?
Ну, вы поняли. И в заключение, немного о философском и обобщающем. Прошло три дня после просмотра. Мои эмоции чуть успокоились, впечатления улеглись, мысли стали чуть трезвее. И я могу с чистой совестью признать, что этот фильм — не просто сильное кино, не просто мастерская работа — это шедевр. Но не для всех. Для некоторых. Типа меня :) Знаете, когда я пытался сформулировать то смутное ощущение, которое бродило в голове, то первая же ассоциация оказалась в точку. А пришёл мне в голову — замечательный писатель, Артур Хейли. Знаете почему? Потому что «Гравитация» — это первый и единственный художественный фильм, который можно с полным правом охарактеризовать как производственную драму о работе в космосе. Такого не делал никто, было много других жанров, чисто фантастических: космо-оперы в ассортименте, фильмы о пришельцах, о чужих, было и есть много кино-фантастики ближнего прицела. Но вот такого, от и до посвящённого ребятам, которые работали и работают на орбите, и подвергаются такому риску. Мы за короткое время увидели то, насколько же всё тонко, всё и все: и Земля, которая прикрыта тонкой полупрозрачной плёнкой атмосферы, и человек в космосе. Разница только в масштабах. Но как бы ни было страшно, временами до оцепенения и обречённости — надо превозмогать и идти вперёд, принимать вызовы и побеждать как делали это те, кто был до нас, кто открыл нам дорогу в космос, кто строит её прямо сейчас.
Мы стоим на плечах титанов, ребята, не ударить бы в грязь лицом.
Для кого-то, для многих — это фильм года, или даже просто фильм. Но для меня — шедевр.
Браво, Куарон! Браво! Браво!
PS
Видеоклип, снятый на настоящей МКС, май 2013, песню Space Oddity (Нештатная ситуация в космосе) исполняет командир МКС Крис Хедфилд. Рекомендую смотреть с включенными субтитрами.
Нет комментариев