Кендо — квинтэссенция боевого искусства
Автор статьи ниже — член Московского клуба кендо и иайдо «Сёгунклуб» (Hippy). Источник — форум Сёгунклуба.
Кендо это боевое искусство в предельно концентрированном и очищенном виде. Экстракт, выжимка, суть.
Теперь поясню. Посмотрим, чему и как учит кендо:
Кендо учит учиться. В традиционной форме обучения кендо очень мало объяснений и много практики. Это сделано для того, чтобы ученик как можно больше поиска вёл самостоятельно, учился видеть свои ошибки, находить решения, «подглядывать» решения у старших товарищей. Приобретал навык обучения. Это фундаментальный навык не только в боевых искусствах, но и в жизни вообще. Может быть даже самый фундаментальный.
Рей, дзансин, кигурай. Человека серёзно занимающегося БИ видно сразу: по стойке, взгляду, собранности. Если человек мастер — к этому добавляется безукоризненная вежливость. Кендо с самого начала учит выглядеть и вести себя таким образом. Это прямые требования к экзаменам начиная с 4-го кю: внешний вид, осанка, достоинство, собранность, вежливость. Это оценивается на начальных этапах выше чем техника.
Сильный дух. Это несоменно свойственно всем БИ, однако в кендо есть методические приёмы, направленные именно на развитие сильнго духа. В принципе на это направлено почти всё кендо, поэтому подробно на этом аспекте отдельно останавливаться смысла нет. Замечу лишь, что сильный дух — один из критериев оценки иппона в поединке, то есть прямая причина победы или поражения.
Правильное дыхание. Следуя методическим принципам традиционного кендо аспекты дыхания обычно специально не объясняются, однако требование мощного киай, начиная с первой тренировки, требование использования киай в каждом ударе неизбежно выстраивает дыхание правильным образом.
Дистанция. Это фундаментальное для боевых искусств понятие конечно тоже изучается везде, но именно оружейные стили делают его изучение наиболее эффективным. Меч в руках — прекрасный ориентир для новичка, позволяющий быстрее научиться чувствовать дистанцию до противника. Практика показывает, что в последствии этот навык прекрасно работает с оружием любой длины или без оружия вовсе.
Тайминг. Благодаря свободным поединкам с использованием осносительно лёгкого оружия бой ведётся на предельных для человека скоростях. Иногда кажется, что на запредельных. Более того, в кендо практически сразу начинают изучаться техники на опережение, для выполнения которых необходимо среагировать на атаку противника за миг до её начала, а значит научиться «читать» противника и предсказывать его действия. Конечно, это тоже, рано или поздно, изучается везде, но в кендо это база. Самые основы.
Контроль и концентрация. Общий для всех принцип. Кендо учит контролю множества аспектов одновременно, рисунок поединка в кендо таков, что потеря концентрации лишь на мгновенье или потеря контроля за одним из множества факторов неминуемо приводит к поражению.
Работа с сознанием. Человек, задумывающийся о том, чем он занимается, рано или поздно открывает для себя, например, «Письма мастера дзен мастеру фехтования» и выясняет, что наставления Такуана Сохо, адресованные Ягю Мунэнори с XVII века не потеряли своей актуальности, применимы к ежедневным тренировкам, вовсе не являются средневековой мистикой, а дают реальный результат в реальном поединке. И тут открывается бесконечная дорога развития собственного сознания, которая позволяет бойцу расти уже независимо от того, насколько с годами стареет тело.
Каждый из этих аспектов можно найти в любом другом боевом искусстве. Почему же именно кендо я считаю наиболее полным их вместилищем?
Техника кендо предельно проста по форме, но крайне сложна в применении. Техника кендо по сути очень проста. В базовом варианте всего несколько ударов, десяток вадза. Одна стойка, простые перемещения. Конечно, полный арсенал гораздо шире, но в принципе любого противника можно победить, используя одну стойку, один шаг и один удар. Но этот один удар должен быть до совершенства отточен согласно тем принципам, которые я перечислял выше. Изучение дополнительных техник в кендо не даёт таких преимуществ как изучение базовых принципов. Таким образом, тот факт, что базовая техника кендо сильно ограничена (по сравнению, например, со старыми школами кендзюцу) также нацелен на обучение человека прежде всего не приёмам, а общим принципам боевого искусства.
Кендо неприменимо в современном мире. В наше время никто не сражается на мечах, и, задумываясь о том, ради чего мы занимаемся, мы приходим к выводу: кендо даёт нам то, что остаётся с нами после того, как мы снимаем доспехи и откладываем в сторону меч. Кендо как фехтование не имеет смысла. Кендо имеет смысл только как система воспитания и развития человека через боевое искусство. На это, как мне кажется, и нацелено всё, что составляет кендо. И техника, и дисциплина, и ритуал, и поединки, и соревнования — все аспекты кендо направлены прежде всего на развитие у человека понимания принципов, общих для всех боевых искусств.
Основным методом обучения является поединок. Поединок в кендо очень условен, подчинён многочисленным и сложным правилам, иппон часто оценивается субъективно. Многие правила и аспекты поединка кажутся на первый взгляд надуманными и даже бессмысленными, но это так лишь если рассматривать поединок как схватку фехтовальщиков, однако если рассматривать поединок как метод обучения — всё встаёт на свои места. И требование ки-кен-тай-но-ичи в ударе, и требование киая и дзансина — всё это просто заставляет бойца следовать в поединке общим принципам боевого искусства вместо того, чтобы просто стараться ударить противника мечом.
Ещё раз хочу сказать, что кендо — не уникально ни в чём конкретном, всё что есть в кендо — есть в других БИ. Кендо уникально именно концентрацией принципов боевого искусства и предельной направленностью на развитие именно этих, общих для всего Будо, принципов.
Кендо это боевое искусство в предельно концентрированном и очищенном виде. Экстракт, выжимка, суть.
Теперь поясню. Посмотрим, чему и как учит кендо:
Кендо учит учиться. В традиционной форме обучения кендо очень мало объяснений и много практики. Это сделано для того, чтобы ученик как можно больше поиска вёл самостоятельно, учился видеть свои ошибки, находить решения, «подглядывать» решения у старших товарищей. Приобретал навык обучения. Это фундаментальный навык не только в боевых искусствах, но и в жизни вообще. Может быть даже самый фундаментальный.
Рей, дзансин, кигурай. Человека серёзно занимающегося БИ видно сразу: по стойке, взгляду, собранности. Если человек мастер — к этому добавляется безукоризненная вежливость. Кендо с самого начала учит выглядеть и вести себя таким образом. Это прямые требования к экзаменам начиная с 4-го кю: внешний вид, осанка, достоинство, собранность, вежливость. Это оценивается на начальных этапах выше чем техника.
Сильный дух. Это несоменно свойственно всем БИ, однако в кендо есть методические приёмы, направленные именно на развитие сильнго духа. В принципе на это направлено почти всё кендо, поэтому подробно на этом аспекте отдельно останавливаться смысла нет. Замечу лишь, что сильный дух — один из критериев оценки иппона в поединке, то есть прямая причина победы или поражения.
Правильное дыхание. Следуя методическим принципам традиционного кендо аспекты дыхания обычно специально не объясняются, однако требование мощного киай, начиная с первой тренировки, требование использования киай в каждом ударе неизбежно выстраивает дыхание правильным образом.
Дистанция. Это фундаментальное для боевых искусств понятие конечно тоже изучается везде, но именно оружейные стили делают его изучение наиболее эффективным. Меч в руках — прекрасный ориентир для новичка, позволяющий быстрее научиться чувствовать дистанцию до противника. Практика показывает, что в последствии этот навык прекрасно работает с оружием любой длины или без оружия вовсе.
Тайминг. Благодаря свободным поединкам с использованием осносительно лёгкого оружия бой ведётся на предельных для человека скоростях. Иногда кажется, что на запредельных. Более того, в кендо практически сразу начинают изучаться техники на опережение, для выполнения которых необходимо среагировать на атаку противника за миг до её начала, а значит научиться «читать» противника и предсказывать его действия. Конечно, это тоже, рано или поздно, изучается везде, но в кендо это база. Самые основы.
Контроль и концентрация. Общий для всех принцип. Кендо учит контролю множества аспектов одновременно, рисунок поединка в кендо таков, что потеря концентрации лишь на мгновенье или потеря контроля за одним из множества факторов неминуемо приводит к поражению.
Работа с сознанием. Человек, задумывающийся о том, чем он занимается, рано или поздно открывает для себя, например, «Письма мастера дзен мастеру фехтования» и выясняет, что наставления Такуана Сохо, адресованные Ягю Мунэнори с XVII века не потеряли своей актуальности, применимы к ежедневным тренировкам, вовсе не являются средневековой мистикой, а дают реальный результат в реальном поединке. И тут открывается бесконечная дорога развития собственного сознания, которая позволяет бойцу расти уже независимо от того, насколько с годами стареет тело.
Каждый из этих аспектов можно найти в любом другом боевом искусстве. Почему же именно кендо я считаю наиболее полным их вместилищем?
Техника кендо предельно проста по форме, но крайне сложна в применении. Техника кендо по сути очень проста. В базовом варианте всего несколько ударов, десяток вадза. Одна стойка, простые перемещения. Конечно, полный арсенал гораздо шире, но в принципе любого противника можно победить, используя одну стойку, один шаг и один удар. Но этот один удар должен быть до совершенства отточен согласно тем принципам, которые я перечислял выше. Изучение дополнительных техник в кендо не даёт таких преимуществ как изучение базовых принципов. Таким образом, тот факт, что базовая техника кендо сильно ограничена (по сравнению, например, со старыми школами кендзюцу) также нацелен на обучение человека прежде всего не приёмам, а общим принципам боевого искусства.
Кендо неприменимо в современном мире. В наше время никто не сражается на мечах, и, задумываясь о том, ради чего мы занимаемся, мы приходим к выводу: кендо даёт нам то, что остаётся с нами после того, как мы снимаем доспехи и откладываем в сторону меч. Кендо как фехтование не имеет смысла. Кендо имеет смысл только как система воспитания и развития человека через боевое искусство. На это, как мне кажется, и нацелено всё, что составляет кендо. И техника, и дисциплина, и ритуал, и поединки, и соревнования — все аспекты кендо направлены прежде всего на развитие у человека понимания принципов, общих для всех боевых искусств.
Основным методом обучения является поединок. Поединок в кендо очень условен, подчинён многочисленным и сложным правилам, иппон часто оценивается субъективно. Многие правила и аспекты поединка кажутся на первый взгляд надуманными и даже бессмысленными, но это так лишь если рассматривать поединок как схватку фехтовальщиков, однако если рассматривать поединок как метод обучения — всё встаёт на свои места. И требование ки-кен-тай-но-ичи в ударе, и требование киая и дзансина — всё это просто заставляет бойца следовать в поединке общим принципам боевого искусства вместо того, чтобы просто стараться ударить противника мечом.
Ещё раз хочу сказать, что кендо — не уникально ни в чём конкретном, всё что есть в кендо — есть в других БИ. Кендо уникально именно концентрацией принципов боевого искусства и предельной направленностью на развитие именно этих, общих для всего Будо, принципов.
Нет комментариев