дУпликат и орИджиналь

Во время моей поездки в Индию в прошлом году, я, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей переводчика, имел счастливую возможность пообщаться с учащимися там молодыми бурятскими ламами, просвещёнными людьми, которые провели в Индии, не возвращаясь в Россию, уже по 12-13 лет. А однажды, когда мы находились в городе Бодгая штата Бихар, у нас выдался часок свободного времени, так что я и молодой Жамсо-лама пошли прогуляться по небольшому рынку до отказа забитому различными предметами, имеющими отношение к религии. Время было уже к вечеру, так что изнурительная жара спала, и по улочкам рынка прохаживалось немалое количество людей со всех концов света. Я с удивлением смотрел на это невообразимое количество людей (большей частью буддийских монахов) и вещей – настолько необычайным казалось мне всё вокруг.

Помимо праздного гуляния мы имели задание присмотреться к различным чёткам, ведь возвращаясь на Родину, наша группа должна была привезти побольше вещей из освященных мест для верующих Бурятии. Несмотря на то, что рынок тот был большей частью открытый, но было и определённое количество небольших домиков-шалашиков, в которых также были магазины. В один из них мы с Жамсо-ламой и зашли.

Помещение было довольно низким, так что когда мы вошли вовнутрь, то, следуя примеру продавца-индуса (с густой чёрной бородой и надетыми для пущей важности очками), тут же уселись по-турецки на специальные сидения. Стены магазинчика были густо увешаны чётками всевозможных форм и размеров – такого разнообразия чёток я даже и представить-то себе не мог! Жамсо-лама о чём-то разговаривал с продавцом на хинди, тот оживлённо что-то отвечал, потом снял какие-то чётки со стены и показал их Жамсо-ламе. Тот, едва окинув их взглядом, тут же отрицательно покачал головой и сказал что-то ещё (стоит ли говорить, что я решительно ничего не понимал из их беседы!). Тогда продавец пошарил рукой за какой-то ширмой и достал уже другие чётки. Жамсо-лама и на эти чётки посмотрел довольно скептически, но всё-таки взял их в руки и понюхал. Затем он потёр их обеими ладонями и снова понюхал. Потом он суровым взглядом посмотрел на продавца и произнёс одно лишь слово, которое, надо сказать, понял даже я – Жамсо-лама вопросительными интонациями произнёс слово «дУпликат?».

Продавец-индус схватился за голову, потом ударил себя кулаком в грудь и запричитал в ответ что-то очень быстрое, но и в этот раз одно слово было воспринято даже мной – продавец-индус, оживлённо жестикулируя, кричал «орИджиналь!». В ходе дальнейшего диалога эти два слова прозвучали ещё несколько раз, и ко времени, когда мы выходили из магазина (в этот раз мы просто смотрели, но ничего не покупали) мне до чёртиков хотелось узнать, что же значат эти слова на хинди – уж больно смахивали они на русские «дупликАт» и «оригинАл».

В общем, как только мы вышли из магазина, я тут же спросил Жамсо-ламу, о чём же это он беседовал с продавцом-индусом. Тут Жамско-лама и объяснил мне, что спрашивал про сандаловые чётки. Сандаловые чётки считаются очень хорошими: они сделаны из особого сандалового дерева, которое имеет интересное свойство практически вечно сохранять свой запах. Таким образом, чётки из сандалового дерева, если их немного потереть, начинают издавать приятный сандаловый запах, который невозможно спутать ни с чем на свете. Вот такие-то чётки и спрашивал Жамсо-лама.

-Ну, так если их можно отличить по запаху, то в чём же тогда, собственно говоря, проблема? – спросил я.

На что Жамсо-лама объяснил мне, что всё далеко не так просто, как кажется. Дело в том, что сандаловые чётки стоят довольно дорого, поэтому многие продавцы частенько стараются выдать чётки из простого дерева за сандаловые. А делают они это очень просто – при помощи сандалового масла. Если пару капелек этого масла налить на простые чётки, то они достаточно долго — дня три — будут хранить этот запах. И отличить их от настоящих бывает очень и очень сложно. Единственный самый надёжный способ – это время, которого у нас не было. Поэтому Жамсо-лама и спрашивал, не фальшивые ли это чётки (дУпликат), а продавец клялся изо всех сил, что это самые что ни на есть настоящие, оригинальные чётки (орИджиналь).

Я остался доволен правильностью своей догадки, и мы неспешно пошли дальше. Мы очень много беседовали о жизни. Жамсо-лама рассказывал про аскетический образ жизни, который ведут монахи в их монастыре (а условия там, надо сказать, и впрямь весьма спартанские), про обеты которые он принял и про многое другое. Я же, в свою очередь, рассказывал про жизнь в Бурятии, про то, что и как происходит на нашей малой Родине. Постепенно речь зашла и о наших «домашних» хувараках, на которых некоторые жалуются, что ведут они себя не всегда подобающе и, как и многие молодые люди в Бурятии, иногда выпивают. Неожиданно Жамсо-лама резко остановился, а я вопросительно оглянулся на него. Жамсо-лама, сам ещё довольно молодой человек, насупил брови и сказал, что так не должно быть. «Ну, всякое бывает», — сказал я. «Нет, никак не должно, потому что такие хувараки они… они… они не орИджиналь, а дУпликат!» — сказал Жамсо-лама. Мы оба засмеялись этому новому использованию слов и стали возвращаться в гостиницу – имеющееся в нашем распоряжении свободное время почти заканчивалось.

Гораздо позднее, уже по возвращении домой, я не раз задумывался об этом нашем походе на рынок в Бодгае. И чем больше я думал, тем больше приходил к мысли, что «дУпликат» и «орИджиналь» — это ведь не только чётки, но и многие окружающие нас вещи и даже люди. И как часто бывает, когда ты думаешь, что встретил, наконец, свой орИджиналь! И вроде все приметы решительно указывают на то, что это он и есть – стоит его «потереть», и ты уже чувствуешь запах сандала, который невозможно перепутать ни с чем на свете! Но проходит некоторое время, происходит какое-то происшествие, и вдруг становится ясно, что этот человек – всего лишь дУпликат. Запах сандала, который, казалось, нельзя было перепутать ни с чем на свете, улетучивается, и на твоих ладонях остаются до обидного простые деревянные шарики…

Как же распознать, что или кто находится перед тобой — дУпликат или орИджиналь? Наверное, здесь, как и с чётками, нужны опыт и время. Но если уж вы нашли свой орИджиналь, то имеет смысл дорожить им, как самым ценным сокровищем! Ведь чем дальше, тем яснее осознаёшь, что подавляющее большинство, как это ни печально, составляет именно дУпликат…

2008

Нет комментариев