Гималайские "казаки" - нголоки
Вчера в блоге у sandseref зашел разговор о тибетцах, точнее о их воинственности или вообще некоторых чертах менталитета. Поделился изменением моего восприятия этого народа. Сначала, ничего не зная о тибетцах, думал, что это такой отстраненный от проблем реальной жизни, клерикальный народ, то бишь затюканый опиумом в лице его церкви (церквей). В 90-х и нулевых годах информации о современных тибетцах изрядно прибавилось. В Улан-Удэ тибетцев стало немало, наши стали ездить туда, да еще больше того наших добралось до Дхармасалы. В общем инфа стала поступать. Кому как, а мне все время доводилось сталкиваться с тем, что нынешние тибетцы крайне далеко отстоят от образа нации, решающей серьезные траблы современного мира путем вознесения молитв и кручения «барабанов» (таких бочонков посаженных на вертикальную ось, внутри них и на них написаны молитвы, те, кто не умеет читать, крутят эти бочонки вместо чтения молитв).
Барабаны они, конечно, все равно крутят, так же как и мы, буряты, их вовсю крутим. Молитвы тоже имеют место. Но при этом, если тибетцев сильно что-то допекает, они, как выясняется по рассказам очевидцев, просто берут наиболее острый или дальнобойный предмет из числа доступных и стараются вполне приземленно и практически источник проблемы (или то, что им кажется таковым) устранить. Не могу судить, но хватает слухов о том, что тибетцы в силу своей бедности в общем-то мало чего боятся потерять, особенно монахи и молодежь. И периодически тамошние кроткие буддисты якобы режут то мусульман, то китайцев в своих краях. А «их края» — это совсем не один лишь Тибетский автономный район; ТАР — это, как я с удивлением узнал, всего лишь Западный Тибет. Восточный Тибет теперь входит в состав других провинций Китая и там тибетцы упорно воевали, не мирясь с этим положением расчленения и завоевания. Воевали они вплоть до 1970-х годов.
О характере тибетских повстанцев (что наверное можно считать отражением или частью тибетского национального характера) говорит хотя бы тот факт, что когда Далай-лама призвал их сложить оружие, многие перерезали себе горло, точно как японцы в августе 45. Ослушаться своего лидера они не могли, но и сдаться не хотели. Об этом сопротивлении я завтра или на днях тисну отдельный пост.
А пока о тибетцах начала 20 века. Точнее о тибетских казаках — нголоках или голоках, как их чаще называют в России. Это совсем крохотная часть тибетской нации, несколько десятков тысяч человек. При своей крохотности эта часть сумела широко прославиться в мире путешественников и ученых, доставляя им всем много неприятностей своими разбойными нападениями. В европейской литературе они так и закрепились в образе всегда вооруженной и готовой к нападению частью тибетцев. Долго их считали совсем особым племенем, я тоже разумеется так думал. Но есть и другое мнение о них. Версия о том, что нголоки — это конгломерат повстанческих группировок из различных, в том числе и нетибетских (монгольских), племен. Будто бы на протяжении нескольких веков из центрального Тибета, из Амдо и других районов в Кхам стеклись наиболее свободолюбивые тибетцы и монголы, составив в горах некоторое подобие Запорожской Сечи или старого (с которого «выдачи нет») Донского войска. Интересно это все, рекомендую прочесть.
XV Международный конгресс доисторической антропологии и археологии, 5-ое заседание Международного института антропологии. Париж, 20-27 сентября 1931 г.
При взгляде на карту Тибета мы обнаруживаем на северо-востоке широкую полосу, называемую “Территорией независимых племен голоков”. Эта обширная область начинается на севере от долины Ялун (Yalung), ниже Кандзе (Kanze), простираясь оттуда на восток до Сон-Пан (Sung-p’an /Song-p’an/) в Сычуани и, на севере, пересекая бассейн Хуанхе, достигает Тао-чу (Tao-chou /Ta… — Tcheou/) и Лабран Гоу-чена (Labrang Gou-Chen) в Кансу. Западные исследователи поняли всю важность географического положения этой части Верхнего (Высокогорного) Тибета. Не буду приводить здесь длинный список американских и европейских путешественников, осваивавших, пренебрегая опасностями, эти негостеприимные плато с их свирепыми обитателями, голоками, с которыми почти всем им приходилось обмениваться ружейными залпами.
Упрямство этих кочевников, их непрерывные межплеменные войны, активный разбой, которым они промышляют вдоль караванных путей, пересекающих этот пустынную местность, не позволили западным исследователям как следует изучить этот край. Если мы и располагаем какими-то сведениями по его физической географии, мы почти ничего не знаем о его кочевых обитателях.
Общепринят факт, что голоки образуют группу, отличную от панагов и других племен — хампы (Kham-pa) — обитающих южнее долины Ялун. Говорится, что их язык, приближающийся к языку панагов, обладает поразительным сходством с диалектом жителей центрального Тибета.
Численность голоков оценивается в пределах 13.000-15.000 палаток. Это одна из самых многочисленных и могущественных групп тибетских кочевников. Они не признают китайские власти Хсинин-Синина (Hsining-Sining) и не подчиняются тибетскому правительству Лхасы. Они скотоводы и разбойники с большой дороги. Эта последняя профессия создала им широко известную репутацию.
Голоки проводят зиму, весну и лето на своих пастбищах, выращивая скот и готовясь к разбойничьим вылазкам, которые они совершают осенью, являющейся лучшим временем года для караванов в высокогорной Азии. Во время этих вооруженных рейдов голоки покрывают огромные расстояния; они разоряют набегами местность за пределами Сычуани вплоть до могущественной Танглы (Thang La) в Тибете.
Сезонные изменения в их занятиях столь же регулярны, как и смена времен года. Китайские и тибетские пограничные власти применяли против разбойников-голоков драконовы меры, которые остались малоэффективными и поныне; напротив, их налеты стали более опасными с тех пор, как мусульманские торговцы из Хсинина поставляют им современное огнестрельное оружие. В течение многих лет восстановление порядка в этом обширном крае будет составлять одну из самых сложных проблем среди тех, которые предстоит решить китайско-тибетским властям. Вот краткий очерк того, что известно о голоках.
Ряд благоприятных обстоятельств позволил мне вступить в отношения с этими племенами, изучить их язык, нравы, особенно их этнические свойства. Эти отношения начались с вооруженного столкновения и продолжались в течение многодневного путешествия вместе с большим караваном голоков по пути на Лхасу во время экспедиции Рериха в Центральную Азию.
При пересечении гор Джербун-Неджи (Gerbun-Neiji) колонна экспедиции подверглась нападению банды голоков. Благоприятный исход встречи и последовавшие затем переговоры позволили изучить кочевников и задать им вопросы, на которые они мне не ответили бы при других обстоятельствах. С самого начала переговоров, которые длились много дней, нам казалось очевидным, что эти люди, называвшие себя голоками, были самого разного происхождения. В результате подробных расспросов выяснилось, что главарь банды был монгол-отступник из Таджинера в южном Цайдаме, между тем как остальные казались принадлежащими по крайней мере к трем различным племенам, хотя они и говорили, что все они голоки или гологи (Go-logs), по названию их племени.
Дальнейшее пребывание в караване, исследования, проведенные среди голоков, совершающих паломничество в Тибет, только подтвердили гетерогенный характер этнического и языкового типа этой группы кочевников.
Собственно, они составились из отступников голоков, няронвов (Nya-Rong-Was), хампов (Kham-pas), из перебежчиков амдовов (Amdo-Was), хорпов (Hor-pas), цайдамских монголов и тибетцев из центральной и других частей. Далекие от образования гомогенной этнической группы, они представляют собой всего лишь сборище недовольных, убежавших с территорий, подчиняющихся как китайцам, так и тибетцам. Гетерогенный характер группы племен голоков ясно выражен в самом названии, которое можно перевести двойным образом:
первая форма -mGo-log — дословно означает “вскруженные головы (?)”. Вторая — nGo-log — значит “непокорные”. Эти два выражения применяются к недовольным и преступникам, желающим избежать наказания. Форма m Go-log применяется обычно в Тибете; сами голоки предпочитают пользоваться формой n Go-log.
Антропологические исследования ясно показывают гетерогенную природу группы племен голоков. Кажется, что все эти недовольные, пришедшие из различных регионов Тибета и с китайских границ, были сначала вобраны в себя горными племенами данной области, прежде чем они образовали вместе с ними союз голокских племен. Местные племена, составившие этническую основу, скорее всего были панагами или, по крайней мере, очень близкими к ним племенами. Панагский элемент кажется доминирующим у современных голоков не только с точки зрения физического облика, но и обычаев, одежды, племенной организации. Это мнение полностью подтверждается антропологическими и лингвистическими исследованиями.
Тип большей части голоков — чисто долихоцефальный с правильными чертами, выдающимся носом, прямыми или слегка вьющимися волосами, с кавказским разрезом глаз. Этот антропологический тип, очень распространенный среди кочевых племен севера и северо-востока Тибета, очевидным образом указывает на преобладание “кочевого” элемента у голоков.
Второй антропологический тип, часто встречающийся у голоков, — брахицефальный с монголоидными чертами: выступающими скулами, монгольским разрезом глаз, курчавыми волосами и крепким телосложением. Наличием этого типа голоки обязаны сильной примеси тибетской крови из центральных, южных и юго-восточных провинций. Надо заметить, что если мужская часть племен отличается большим разнообразием типов, то женская остается почти неизменной.
Та же разница обнаруживается в голокских диалектах. Они не являются гомогенной языковой группой и имеют различное происхождение. Так же, как и в этническом составе голокских племен, доминирующее влияние кочевников северо-восточного Тибета ощущается в диалектах. Произношение некоторых префиксов, смена некоторых из этих префиксов на задненебный носовой звук, смена аффрикат на соответствующие палатализованные зубные согласные, словарный запас — вот отличительные черты этой группы диалектов. Постоянный приток бунтовщиков, прибывающих из провинций центрального Тибета, из Амдо, из Хама (Kham) дает сильную примесь других тибетских диалектов, что объясняет повторяющееся утверждение о том, что голокский диалект — близкий родственник разговорного диалекта центрального Тибета.
Верования голоков являют те же расхождения и отличаются большим разнообразием. Некоторые группы голоков исповедуют ламаизм секты желтошапочников или разных вторичных сект Nying-ma — старой не реформированной секты тибетского буддизма. Значительная группа голоков исповедует старую добуддийскую веру, религию Бон. Я полагаю, что эта религия проникла на территорию голоков из провинции Джиаде (Jyade), древнего оплота этой веры. Религия Бон-по, должно быть, принесена беглецами-хорпами, образующими внушительную группу голоков, о чем свидетельствуют и названия многих племен: например, Hor-rgan, что дословно означает “Древний хор[п]” (Hor).
Полное отсутствие письменных документов не дает почти никакой возможности реконструировать прошлое конфедерации голоков, в которой еще не закончился процесс формирования. Во время магометанского восстания 1861 г. многочисленные становья кочевников покинули свои пастбища на западе Сычуани, вокруг Сун-Пан (Sung-P’an), и бежали к голокам. Это повторялось не единожды в течение последних китайско-тибетских войн. Различные племена кочевников (кочевники богатых травой земель Йилун (Yi-lung), кочевники провинции Амдо и других) не переносят военные китайские власти и со всеми своими стадами отходят на территорию голоков.
Недавно правительство Тибета должно было принять энергичные меры, чтобы усмирить племена голоков, и те из них, которые носят название токьев (sTod-Kyi) или голоков (Go-log) (произносится To-Kyi, Go-lok) были вынуждены в некоторой мере признать представителей лхасского правительства. Губернаторы тибетских пограничных районов силились сами организовать из беспокойных групп голокских племен род пограничной милиции, в обязанности которой входила бы защита тибетской территории от вероятного нападения, которым постоянно угрожают китайско-магометанские власти Синина (Hsining) в Кансу. Насколько мне известно, эта попытка стабилизации северо-восточной границы Тибета не имела большого успеха.
“Нижние голоки” или sMad-Kyi mGo-log (произносится Ma[а умляут]-Kyi Go-lok), располагающиеся на тучных пастбищах к югу от Лабрана (Labrang), остались независимыми и оказали ожесточенное сопротивление магометанской кавалерии пограничного комиссара Синина. Организация этих племен недовольных, образующая конфедерацию, обладает поразительным сходством с организацией поселений казаков на юге и юго-востоке России в XVI в. Без сомнения, сравнительное изучение этих двух движений выявит интересные параллели.
Итак, вот результаты моих исследований, проведенных среди голоков:
Перевод с французского Ю.Ю. Будниковой
www.roerich.spb.ru/article/yun-rerih-goloki-i-ih-etnicheskiy-harakter
Барабаны они, конечно, все равно крутят, так же как и мы, буряты, их вовсю крутим. Молитвы тоже имеют место. Но при этом, если тибетцев сильно что-то допекает, они, как выясняется по рассказам очевидцев, просто берут наиболее острый или дальнобойный предмет из числа доступных и стараются вполне приземленно и практически источник проблемы (или то, что им кажется таковым) устранить. Не могу судить, но хватает слухов о том, что тибетцы в силу своей бедности в общем-то мало чего боятся потерять, особенно монахи и молодежь. И периодически тамошние кроткие буддисты якобы режут то мусульман, то китайцев в своих краях. А «их края» — это совсем не один лишь Тибетский автономный район; ТАР — это, как я с удивлением узнал, всего лишь Западный Тибет. Восточный Тибет теперь входит в состав других провинций Китая и там тибетцы упорно воевали, не мирясь с этим положением расчленения и завоевания. Воевали они вплоть до 1970-х годов.
О характере тибетских повстанцев (что наверное можно считать отражением или частью тибетского национального характера) говорит хотя бы тот факт, что когда Далай-лама призвал их сложить оружие, многие перерезали себе горло, точно как японцы в августе 45. Ослушаться своего лидера они не могли, но и сдаться не хотели. Об этом сопротивлении я завтра или на днях тисну отдельный пост.
А пока о тибетцах начала 20 века. Точнее о тибетских казаках — нголоках или голоках, как их чаще называют в России. Это совсем крохотная часть тибетской нации, несколько десятков тысяч человек. При своей крохотности эта часть сумела широко прославиться в мире путешественников и ученых, доставляя им всем много неприятностей своими разбойными нападениями. В европейской литературе они так и закрепились в образе всегда вооруженной и готовой к нападению частью тибетцев. Долго их считали совсем особым племенем, я тоже разумеется так думал. Но есть и другое мнение о них. Версия о том, что нголоки — это конгломерат повстанческих группировок из различных, в том числе и нетибетских (монгольских), племен. Будто бы на протяжении нескольких веков из центрального Тибета, из Амдо и других районов в Кхам стеклись наиболее свободолюбивые тибетцы и монголы, составив в горах некоторое подобие Запорожской Сечи или старого (с которого «выдачи нет») Донского войска. Интересно это все, рекомендую прочесть.
Ю.Н. Рерих. Голоки и их этнический характер
XV Международный конгресс доисторической антропологии и археологии, 5-ое заседание Международного института антропологии. Париж, 20-27 сентября 1931 г.
При взгляде на карту Тибета мы обнаруживаем на северо-востоке широкую полосу, называемую “Территорией независимых племен голоков”. Эта обширная область начинается на севере от долины Ялун (Yalung), ниже Кандзе (Kanze), простираясь оттуда на восток до Сон-Пан (Sung-p’an /Song-p’an/) в Сычуани и, на севере, пересекая бассейн Хуанхе, достигает Тао-чу (Tao-chou /Ta… — Tcheou/) и Лабран Гоу-чена (Labrang Gou-Chen) в Кансу. Западные исследователи поняли всю важность географического положения этой части Верхнего (Высокогорного) Тибета. Не буду приводить здесь длинный список американских и европейских путешественников, осваивавших, пренебрегая опасностями, эти негостеприимные плато с их свирепыми обитателями, голоками, с которыми почти всем им приходилось обмениваться ружейными залпами.
Упрямство этих кочевников, их непрерывные межплеменные войны, активный разбой, которым они промышляют вдоль караванных путей, пересекающих этот пустынную местность, не позволили западным исследователям как следует изучить этот край. Если мы и располагаем какими-то сведениями по его физической географии, мы почти ничего не знаем о его кочевых обитателях.
Общепринят факт, что голоки образуют группу, отличную от панагов и других племен — хампы (Kham-pa) — обитающих южнее долины Ялун. Говорится, что их язык, приближающийся к языку панагов, обладает поразительным сходством с диалектом жителей центрального Тибета.
Численность голоков оценивается в пределах 13.000-15.000 палаток. Это одна из самых многочисленных и могущественных групп тибетских кочевников. Они не признают китайские власти Хсинин-Синина (Hsining-Sining) и не подчиняются тибетскому правительству Лхасы. Они скотоводы и разбойники с большой дороги. Эта последняя профессия создала им широко известную репутацию.
Голоки проводят зиму, весну и лето на своих пастбищах, выращивая скот и готовясь к разбойничьим вылазкам, которые они совершают осенью, являющейся лучшим временем года для караванов в высокогорной Азии. Во время этих вооруженных рейдов голоки покрывают огромные расстояния; они разоряют набегами местность за пределами Сычуани вплоть до могущественной Танглы (Thang La) в Тибете.
Сезонные изменения в их занятиях столь же регулярны, как и смена времен года. Китайские и тибетские пограничные власти применяли против разбойников-голоков драконовы меры, которые остались малоэффективными и поныне; напротив, их налеты стали более опасными с тех пор, как мусульманские торговцы из Хсинина поставляют им современное огнестрельное оружие. В течение многих лет восстановление порядка в этом обширном крае будет составлять одну из самых сложных проблем среди тех, которые предстоит решить китайско-тибетским властям. Вот краткий очерк того, что известно о голоках.
Ряд благоприятных обстоятельств позволил мне вступить в отношения с этими племенами, изучить их язык, нравы, особенно их этнические свойства. Эти отношения начались с вооруженного столкновения и продолжались в течение многодневного путешествия вместе с большим караваном голоков по пути на Лхасу во время экспедиции Рериха в Центральную Азию.
При пересечении гор Джербун-Неджи (Gerbun-Neiji) колонна экспедиции подверглась нападению банды голоков. Благоприятный исход встречи и последовавшие затем переговоры позволили изучить кочевников и задать им вопросы, на которые они мне не ответили бы при других обстоятельствах. С самого начала переговоров, которые длились много дней, нам казалось очевидным, что эти люди, называвшие себя голоками, были самого разного происхождения. В результате подробных расспросов выяснилось, что главарь банды был монгол-отступник из Таджинера в южном Цайдаме, между тем как остальные казались принадлежащими по крайней мере к трем различным племенам, хотя они и говорили, что все они голоки или гологи (Go-logs), по названию их племени.
Дальнейшее пребывание в караване, исследования, проведенные среди голоков, совершающих паломничество в Тибет, только подтвердили гетерогенный характер этнического и языкового типа этой группы кочевников.
Собственно, они составились из отступников голоков, няронвов (Nya-Rong-Was), хампов (Kham-pas), из перебежчиков амдовов (Amdo-Was), хорпов (Hor-pas), цайдамских монголов и тибетцев из центральной и других частей. Далекие от образования гомогенной этнической группы, они представляют собой всего лишь сборище недовольных, убежавших с территорий, подчиняющихся как китайцам, так и тибетцам. Гетерогенный характер группы племен голоков ясно выражен в самом названии, которое можно перевести двойным образом:
первая форма -mGo-log — дословно означает “вскруженные головы (?)”. Вторая — nGo-log — значит “непокорные”. Эти два выражения применяются к недовольным и преступникам, желающим избежать наказания. Форма m Go-log применяется обычно в Тибете; сами голоки предпочитают пользоваться формой n Go-log.
Антропологические исследования ясно показывают гетерогенную природу группы племен голоков. Кажется, что все эти недовольные, пришедшие из различных регионов Тибета и с китайских границ, были сначала вобраны в себя горными племенами данной области, прежде чем они образовали вместе с ними союз голокских племен. Местные племена, составившие этническую основу, скорее всего были панагами или, по крайней мере, очень близкими к ним племенами. Панагский элемент кажется доминирующим у современных голоков не только с точки зрения физического облика, но и обычаев, одежды, племенной организации. Это мнение полностью подтверждается антропологическими и лингвистическими исследованиями.
Тип большей части голоков — чисто долихоцефальный с правильными чертами, выдающимся носом, прямыми или слегка вьющимися волосами, с кавказским разрезом глаз. Этот антропологический тип, очень распространенный среди кочевых племен севера и северо-востока Тибета, очевидным образом указывает на преобладание “кочевого” элемента у голоков.
Второй антропологический тип, часто встречающийся у голоков, — брахицефальный с монголоидными чертами: выступающими скулами, монгольским разрезом глаз, курчавыми волосами и крепким телосложением. Наличием этого типа голоки обязаны сильной примеси тибетской крови из центральных, южных и юго-восточных провинций. Надо заметить, что если мужская часть племен отличается большим разнообразием типов, то женская остается почти неизменной.
Та же разница обнаруживается в голокских диалектах. Они не являются гомогенной языковой группой и имеют различное происхождение. Так же, как и в этническом составе голокских племен, доминирующее влияние кочевников северо-восточного Тибета ощущается в диалектах. Произношение некоторых префиксов, смена некоторых из этих префиксов на задненебный носовой звук, смена аффрикат на соответствующие палатализованные зубные согласные, словарный запас — вот отличительные черты этой группы диалектов. Постоянный приток бунтовщиков, прибывающих из провинций центрального Тибета, из Амдо, из Хама (Kham) дает сильную примесь других тибетских диалектов, что объясняет повторяющееся утверждение о том, что голокский диалект — близкий родственник разговорного диалекта центрального Тибета.
Верования голоков являют те же расхождения и отличаются большим разнообразием. Некоторые группы голоков исповедуют ламаизм секты желтошапочников или разных вторичных сект Nying-ma — старой не реформированной секты тибетского буддизма. Значительная группа голоков исповедует старую добуддийскую веру, религию Бон. Я полагаю, что эта религия проникла на территорию голоков из провинции Джиаде (Jyade), древнего оплота этой веры. Религия Бон-по, должно быть, принесена беглецами-хорпами, образующими внушительную группу голоков, о чем свидетельствуют и названия многих племен: например, Hor-rgan, что дословно означает “Древний хор[п]” (Hor).
Полное отсутствие письменных документов не дает почти никакой возможности реконструировать прошлое конфедерации голоков, в которой еще не закончился процесс формирования. Во время магометанского восстания 1861 г. многочисленные становья кочевников покинули свои пастбища на западе Сычуани, вокруг Сун-Пан (Sung-P’an), и бежали к голокам. Это повторялось не единожды в течение последних китайско-тибетских войн. Различные племена кочевников (кочевники богатых травой земель Йилун (Yi-lung), кочевники провинции Амдо и других) не переносят военные китайские власти и со всеми своими стадами отходят на территорию голоков.
Недавно правительство Тибета должно было принять энергичные меры, чтобы усмирить племена голоков, и те из них, которые носят название токьев (sTod-Kyi) или голоков (Go-log) (произносится To-Kyi, Go-lok) были вынуждены в некоторой мере признать представителей лхасского правительства. Губернаторы тибетских пограничных районов силились сами организовать из беспокойных групп голокских племен род пограничной милиции, в обязанности которой входила бы защита тибетской территории от вероятного нападения, которым постоянно угрожают китайско-магометанские власти Синина (Hsining) в Кансу. Насколько мне известно, эта попытка стабилизации северо-восточной границы Тибета не имела большого успеха.
“Нижние голоки” или sMad-Kyi mGo-log (произносится Ma[а умляут]-Kyi Go-lok), располагающиеся на тучных пастбищах к югу от Лабрана (Labrang), остались независимыми и оказали ожесточенное сопротивление магометанской кавалерии пограничного комиссара Синина. Организация этих племен недовольных, образующая конфедерацию, обладает поразительным сходством с организацией поселений казаков на юге и юго-востоке России в XVI в. Без сомнения, сравнительное изучение этих двух движений выявит интересные параллели.
Итак, вот результаты моих исследований, проведенных среди голоков:
- Гетерогенная природа группы голокских племен, представляющих собой “профессиональную конфедерацию”. Профессиональный характер группы демонстрируют названия некоторых племен. Например: Ar’ dzu[у умляут]n, название самого могущественного племени, значит “разбойник с большой дороги”.
- Преобладание у голоков “кочевого” этнического типа, имеющего тенденцию к поглощению (вбиранию в себя) гетерогенных элементов, из чего следует, что это переходный этнический тип.
- Голокские диалекты представляют собой “смешанные” диалекты. В настоящее время возможно рассматривать голокский язык как языковую группу.
- Группа голокских племен находится еще в процессе формирования.
Перевод с французского Ю.Ю. Будниковой
www.roerich.spb.ru/article/yun-rerih-goloki-i-ih-etnicheskiy-harakter
Нет комментариев