Социальные сети веб 3.0 - еще одно мнение

К продолжению сквозной темы о приближении веб3.0 и его признаках цитаты из интервью Александра Долгина, профессора ГУ-ВШЭ, создателя и управляющего рекомендательного сервиса Имхонет. О социальных сетях третьего поколения, веб 3.0 и технологии коллаборативной фильтрации, которая преобразует цифровое общество.

Web 2.0 — это, как известно, user generated content, web 3.0 — это еще и user certificated: пользовательская экспертиза контента. То есть люди не только сами создают или размещают найденный ими контент, но и оценивают его.

… опыт «простого» человека может быть полезен — пусть не всем вообще, но людям одного с ним круга. Неспроста у каждого из нас есть какие-то свои круги — родственников, коллег, знакомых, с которыми мы советуемся и обмениваемся информацией.Сети web 3.0 ставят этот обмен на широкую ногу. Они позволяют вовлечь в него людей, очно не знакомых друг с другом. За вопросом «для кого представляет ценность субъективная информация?» большое будущее. Как только в принципе появляется представление о той категории людей, для которых она значима, задача сводится к тому, чтобы технологично найти этих людей, сформировать сообщество и наладить обмен опытом внутри него. В этот момент рождается web 3.0.

В этой второй модели, более честной и справедливой, где там деньги?

Web 2.0 плохо монетизируется. Даже самые успешные мировые сети, например, Facebook, «снимают» с головы что-то в районе доллара в год. В сетях третьего поколения создается ценный информационный продукт — отсюда берут начало все бизнес-модели…

В сетях третьего поколения издержки выбора ограничиваются парой-тройкой кликов.

Стартап Flattr.com предложил подобную схему оплаты труда авторов. Пользователи регистрируются, соглашаются на небольшую абонентскую плату, и когда видят особую кнопку, могут просигналить сайту о том, что им эта статья понравилась. В конце месяца все подсчитывается, призовой фонд делится между авторами. Кто произвел понравившийся больше других контент, тот получает больше.

Это пример частичной реализации бизнес-модели, которую ваш покорный слуга описал в книге 2006 года «Экономика символического обмена» и которая стала ответом на острую проблему цифровых индустрий: как получать деньги за файлы при нулевых издержках тиражирования.

Решение вопроса в том, что человек может заплатить постфактумно за понравившееся и не платить за то, что ему не понравилось. Изъян названного вами стартапа в отсутствии санкций. Желательное поведение следует подкреплять санкциями. А это прерогатива клуба. К примеру, тебе понравилось полученное бесплатно благо, но заплатить мешает жадность. Тогда имей в виду, что придется опубликовать в системе (читай, обнародовать в клубе) низкую оценку, хотя на самом деле она была высокой. Во-первых, люди не любят идти против своего же мнения, во-вторых, слукавив и поставив низкую оценку, искажаешь свой профиль и выпадаешь из клуба.

В сетях третьего поколения человеку важно выигрышно позиционировать себя в сообществе. Он чувствует себя должным сделать клубный взнос. Когда ты вошел в клуб, хочется выглядеть достойным, содержательным участником, который что-то берет, а что-то отдает взамен. Оценки, комментарии, блоги и тому подобное — часть такого обмена.

Кстати, в сетях третьего поколения все эти полезные действия тарифицируются и работают на репутацию. Причем она представляет собой нечто большее, чем привычная карма. Репутация складывается более чем из дюжины компонентов, каждый из которых отражает отношение других людей к твоим действиям. Отсюда и статусная игра, и «пузомерка» более высокого уровня, и способ мгновенно определить, кто есть кто в сообществе.

И еще важный момент — проявляя активность, человек формирует свой профиль. А это и только это позволяет системе подбирать ему друзей и рекомендателей, выдавать прогнозы, словом, предоставлять те услуги, за которыми он сюда пришел.

Тем самым, мы имеем дело со счастливым совпадением внутренней мотивации пользователей с клубными правилами, которые побуждают их к тому же самому. Не сомневаюсь, что к 2015 году в том же направлении будут подталкивать и материальные стимулы: люди смогут зарабатывать деньги на том, что пишут отзывы, рецензии, ставят оценки. Поскольку они создают ценный продукт, постольку существует возможность этот продукт монетизировать, продать, а часть выручки отдать создателям. В сетях третьего поколения эти взаиморасчеты понятны и прозрачны — они привязаны к реальному спросу на создаваемую человеком информацию. Не будет спроса — тебе не заплатят…

… Все желающие обретут эффективный инструмент формирования клубов и клубного сервиса.

Социальные сети будут монетизированы с помощью новых бизнес-моделей (в том числе принципиально новой модели рекламы, распространителями которой будут сами пользователи — почитатели тех или иных товаров и брендов).

КПД потребления — и культурного и материального — резко возрастет благодаря технологиям web 3.0 и использованию опыта единомышленников. Каждый будет получать то, что нравится, через систему клубных рекомендаций.

В результате совмещения поисковых и рекомендательных технологий будут созданы поисковики нового поколения — поисковики+. Пользователь сможет получать персонализированную (фильтрованную) поисковую выдачу, т.е. определенный порядок ссылок на сайты, соответствующий его персональным запросам.

Полный текст на Ленте.ру

Нет комментариев