Бурятский язык и ИКТ

Создание учебных и учебно-методических материалов на Блоге с помощью ИКТ для урока бурятского языка


Бадмаринчинова Туяна Намхаевна, (tio-biko@yandex.ru), учитель бурятского языка, муниципальное общеобразовательное  учреждение «Гусиноозерская гимназия»

Аннотация

Как сказала одна ученица: как жили раньше без компьютера и интернета. И поэтому, нужно максимально использовать огромный запас знаний в области современных технологий.

Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования форм и методов организации труда. Одним из важнейших его направлений является автоматизация преподавания. Быстрые темпы развития информационно-коммуникационных технологий способствуют появлению новых форм обучения. Рациональное использование персонального компьютера позволяет применять новые способы передачи учебной информации учащимся. Умелое руководство творческой работой позволит соединить интерес учащихся к бурятскому языку и компьютерным технологиям. Выполняя самостоятельные творческие задания к урокам, учащиеся могут создавать презентации, видеофильмы. к мультимедийному приложению к учебному курсу “Бурятский язык”.

Основной целью обучения языкам как вторым является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению бурятским языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Необходимо также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения бурятским языком. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

На уроках бурятского языка с помощью программы Power Point можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения школьников во всех видах речевой деятельности; пополнять словарный запас учащихся; учить работать с информацией; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению бурятского языка. Кроме того, с применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке. Компьютер помогает при обучении и контроле, являясь беспристрастным и абсолютно объективным. Таким образом, компьютер оказывает значительное воздействие на ход обучения. С помощью компьютерной техники успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительно-речевой деятельности учащихся при изучении языка как второго.

В данное время в практике выявилось то место в учебном процессе, где использование ИКТ предлагает сама жизнь. Так в образовательную программу по бурятскому языку (с 3 по 9 классы), по которому  работаю, в качестве итога по пройденному учебному материалу задаю проект. Одной из форм, проектной деятельности, является сбор информации по изучаемой теме, её красочное оформление презентация своей работы. На начальном этапе работы в 3, 4 классах — это коллажи и рисунки с подписями, а в 5,6 классах письменное монологическое высказывание, подкрепленное фотографиями и иллюстрациями, подбор стихов и песен, комментарии к подобранному материалу. По мере взросления детей (8-9 классы) подобные задания усложняютсядо создания школьной газеты в форме журнала с информативными текстами, фотографиями и статистикой. До недавнего времени ребята выполняли эти задания вручную и на бумажных носителях: рисовали, искали различную информацию в библиотеках, вырезали необходимые картинки, наклеивали фотографии. Но с каждым годом количество желающих качественно и творчески выполнить эту трудоемкую работу уменьшалось. С появлением у многих из них персонального компьютера, появилась возможность сделать подобную работу быстрее, эффективнее, красочнее, интереснее и, как следствие, повысить мотивацию выполнения данных заданий и обучения бурятскому языку в целом, повысить свою ИКТ-компетентность.

Другая ситуация автономной работы обучаемого с компьютером в индивидуальном режиме, например при самостоятельном изучении языка либо при работе над восполнением пробелов в знаниях отстающими учащимися. Преподаватель не принимает непосредственного участия в процессе обучения, а лишь косвенно управляет им в качестве разработчика учебного курса и соответствующих ему компьютерных обучающих программ, а его роль при общении с обучаемым выполняет компьютер. В этой ситуации возможно дистанционное обучение.

Компьютерная сеть при обучении бурятскому языку.

Для изучения бурятского языка наиболее интересны – ситуации, когда используются возможности компьютерных сетей для создания коллективных творческих работ учащихся (например, выпуск страницы в блоге) в режиме групповой, либо парной работы учащихся под руководством преподавателя. В целях обучения бурятскому языку может использоваться не только общение в сетях, так и специально организованное общение в режимах электронной почты, электронной конференции, доски объявлений.

Таким образом, способ решения многих проблем:

— используя интерес ребят к компьютеру, побуждаю и учу их ( на примерах интересных работ) выполнять учебные проекты по итогам пройденной темы в режиме Рower Point, что способствует повышению мотивации изучения бурятского языка;

— создавая мультимедийное приложение к темам я облегчаю восприятие нового материала учениками и экономлю время на уроке;

— в блоге можно заложить работу над развитием всех видов речевой деятельности и их контроль, а также заложить уровни предъявления материала в соответствии с возрастом учащихся;

— используя возможности компьютера я могу, упорядочить весь наглядный материал по теме, а также найти практическое применение лучшим работам учащихся (в качестве дополнительного или учебного материала);

— создание подобного мультимедийного приложения – это длительный процесс, который дает возможность корректировать устаревший материал, создавать банк лучших работ учащихся, используя мультимедийные новинки освежать уже известный материал и т.д.

— кроме того, данная работа носит практико-ориентированную направленность, что помогает учащимся эффективнее усваивать учебный материал.

— Использование Интернет-ресурсов для выполнения творческих работ по теме дает возможность практического применения ИЯ.

Каждый раздел учебно-методического материала направлен на формирование и контроль навыков и умений во всех видах речевой деятельности: например, здесь есть ситуации для диалога, монологического высказывания. Есть тесты разного рода (в том числе игровые – для учеников младших классов). Учебный материал по бурятскому языку — это совместная работа с учениками, работы учащихся с элективных курсов, лучшие проекты по итогам пройденных тем. Работа постоянно дополняется, так как объем заявленной темы очень велик. Содержание приложения имеет несколько уровней сложности (для учеников старшего и среднего звена закладываются разные тесты и разное по уровню сложности содержание), а также программный и дополнительный материал.

Работа над данной темой еще раз доказала в эффективности использования ИКТ в учебном процессе. Это один из способов повышения мотивации обучения бурятскому языку в условиях компьютеризации сегодняшних школьников. С помощью этой технологии можно сделать материал урока более доступным, наглядным, понятным, а контроль знаний и умений объективным, психологически приятным и индивидуализированным. Использование Интернет-ресурсов дает возможность не только научиться презентовать обработанную информацию, но и развивать творческие способности ребят. А поиск информации в Интернете развивает самостоятельность и познавательный интерес. Кроме того, эти ребята применяют полученные навыки и умения в других областях учебной и внеучебной деятельности. Использование ИКТ позволяет подготовить ученика к жизни в информационном обществе, дает возможность преодоления растущего неравенства в доступе к образовательным услугам.

Литература.

1. Галльская Н.Д. «Современная методика обучения иностранного языка».

2. Карамышева Г.В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера.- СПб.: Изд-во «Союз» 2001».

3. Сайт Профистарт

Нет комментариев