Публикации

Творческие работы учащихся

Пьеса-сказка «Снегурочка»
Пьеса результат конкурса в классе на новогоднюю сказку. Автором сказки является ученица 2б класса Загустайской школы Матханова Диана.

Мы хотели поставить новогоднюю сказку, но ничего подходящего не нашли и провели конкурс в классе. Самым, интересным и подходящим, выбрали эту сказку.

Действующих лиц придумали уже коллективно, чтобы мог участвовать весь класс, поэтому у нас получилось много игрушек Наташи и лесных зверюшек. Ребята свои роли придумывали сами, исходя из желания, кем хотят быть или какие костюмы уже есть.

Все это – серьезный творческий процесс, который доставил радости ребятам и родителям.
Читать дальше

Сценарий классного часа "За здоровое будущее"

(Слайд с названием темы вечера; звучит мелодия, выходят ведущие)
Ринчин:
— Здравствуйте!
Люди часто говорят друг другу
При встрече это хорошее доброе слово!
Они желают друг другу здоровья.
Вот и я обращаюсь к Вам – здравствуйте,
Дорогие друзья и наши учителя!
Димид:
— А вы знаете, что дороже всего на свете?
Конечно, это жизнь, это здоровье.
Еще в Древней Руси говорили:
Здоровье дороже богатства!
Наш уважаемый гость Заведующий отделом профилактики республиканского наркологического диспансера Тихон Карлович Хамаганов.
(Выступление Тихон Карловича)
Читать дальше

Классный час "За здоровое будущее"

ЦЕЛИ:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни;
  3. Заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;
  4. Развить творческие способности учащихся.
Читать дальше

Доклад Ораторы — чемпионы

Ораторы – чемпионы.

Все началось еще в 2009 году, когда делегация из нашей школы только открыла, что такое ораторское искусство, съездив в город Екатеринбург под руководством Любовь Бадмацыреновны. С этого момента началось сотрудничество ГОУ РБНЛ-И №1 с Урало-Сибирским центром ЮНЕСКО. 2-3 раза в год в Екатеринбург в штаб ЮНЕСКО выезжает компактная группа наших учащихся.

По настроением съездивших, ощущение от поездки у всех только позитивные и приятные. Многие из них хотят съездить туда еще раз. Главная особенность этой поездки заключается в том, что методика ораторского искусства единственная в России по разработке Борисихина Юрия Сергеевича. Работая с Юрием Сергеевичем  ребята для себя приобретают великое мастерство выступления перед аудиторией.  Он очень интереснейший человек – писатель, полярник, побывал во многих уголках нашей планеты, у него восхождение в северном полюсе, пересекал по льду озеро Байкал. Много друзей из Японии, Америки и других стран. В беседе со всеми учитывает психолого-филологические  особенности, национальность, традиции. Юрий Сергеевич не по наслышке знает наш край, ему очень нравится наша природа, также считает, что у наших детей высокая способность к ораторскому искусству. Ученными выявлено, чтобы ребенок стал умным, должен быть умный собеседник. Со штабом ЮНЕСКО сотрудничают Якутия, Башкирия, Тыва.
Читать дальше

Проект Онтохонууд

Онтохонууд – түрэл арадай шэмэг.
Место реализации проекта: РБНЛ-И №1

Актуальность проекта: Насколько МЫ сбережем свой родной бурятский язык сегодня, зависит НАШЕ будущее.

Цель проекта: расширение языковой среды.

Задачи проекта:

— развитие устной речи средствами устного народного творчества;
— способствование формированию нравственных, духовных  качеств на основе сказок;
— формирование позитивных жизненных установок.
Читать дальше

Схемэ ба таблицанууд

Имя существительное. Юумэнэй нэрэ.

Падежи

Родительный падеж.Хамаанай падеж.

Основа на:ОкончаниеПримеры
Согл., за исключением заднеязычного –н;-ай(-ой, -эй)Эбэй, бүлэгэй, буладай, гаражай, колхозой, хүлэй, номой, наранай, класай, врачай, цехэй
  1. Долгие и ударные гласные
  2. Заднеязычный –н

  3. –а,-ая
  4. -ия
-гай (-гой, -гэй)1. Будаагай, хореогой, киногой, хашаагай, пальтогой2. ангай, дэнгэй

3.Пашинагай, Краковскаягай

4. Мариягай
  1. Краткие а, о, э
  1. 2-3 согл.
  2. -ья
-ын1. хада – хадын, можо – можын2. пункт – пунктын

3. Дарья — Дарьяын
  1. Безуд. гл., -ий,-ия
-иин1. Хани-ханиин, Таня – Таниин, Пруидзе – Пруидзиин, Юлия- Юлиин2. Шинель — шинелиин
  1. Дифтонги
  1. –ы, — ии
1. Баабгай- баагайн, нохой – нохойн2. харгы – харгын, түрии – түриин; жюри- жюрин
Читать дальше

Манай hонин

Проект праздника «Сагаалган»


Актуальность проекта:

Саһан соогуур алхалан
Сагаан һара ерэбэл даа.
Сагаан эдеэ хоолоо
Сагаалгамнай дэлгэбэл даа.


Банзаров Баярсайхан

Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, творцом своих обычаев и нравов. Традиции это своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. Одной из основных традиций бурятского народа является празднование Нового года по лунному календарю — Сагаалган.
Читать дальше

Тема 1. Знакомство. Рассказ о себе. Профессия

1 хэшээл.

Грамматика: 1. Специфические звуки бурятского языка, обозначенные в буквах һ,ү,өө.

2. Правильное употребление местоимений.

Правильно прочитай слова, слоги и сочетания.

Һа  һэ  һо  һу  һү  һөө

Ха  хэ  хо  ху  хү  хөө

Һан  һэн  һон  һун  һүн  һөө

Хан  хэн  хон  хун  хүн  хөө

Һэм һонин   һонин хөөрэ   хара үһэн       өөрөө хөөрэ

Хэм хонин   хара хонин     һара сагаан    һайн хүн
Читать дальше

Бурятский язык и ИКТ

Создание учебных и учебно-методических материалов на Блоге с помощью ИКТ для урока бурятского языка


Бадмаринчинова Туяна Намхаевна, (tio-biko@yandex.ru), учитель бурятского языка, муниципальное общеобразовательное  учреждение «Гусиноозерская гимназия»

Аннотация

Как сказала одна ученица: как жили раньше без компьютера и интернета. И поэтому, нужно максимально использовать огромный запас знаний в области современных технологий.

Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования форм и методов организации труда. Одним из важнейших его направлений является автоматизация преподавания. Быстрые темпы развития информационно-коммуникационных технологий способствуют появлению новых форм обучения. Рациональное использование персонального компьютера позволяет применять новые способы передачи учебной информации учащимся. Умелое руководство творческой работой позволит соединить интерес учащихся к бурятскому языку и компьютерным технологиям. Выполняя самостоятельные творческие задания к урокам, учащиеся могут создавать презентации, видеофильмы. к мультимедийному приложению к учебному курсу “Бурятский язык”.
Читать дальше