"Второй" бурятский фильм

Примечание: данная заметка была написана ещё в 2008 году, то есть до выхода «Чайника», «На Байкал» и проч. В своё время  

Недавно посмотрел художественный фильм «Улан-Удэнская история» на ДВД, стоимость которого, к слову, составляла 250 рублей. Диск был куплен не мною, так что какие эмоции испытывает человек, выложивший за сиё удовольствие такую сумму, сказать не могу.

В общем, фильм я смотрел вместе с братом. Чего уж и говорить, мнение после просмотра осталось двойственное. Я не буду ругать его на чём свет стоит, как это делало немалое число моих знакомых, но и в десятку любимейших кинокартин «Улан-Удэнская история» решительно не вошла. Вроде есть там и сцены погони, и социально-значимые темы (не очень то характерная для нашего депрессивного региона кокаиновая проблема, например), и красивые съёмки города, и молодые полные энергии актёры, и взятый из классики сюжет… Вот сюжет, пожалуй, и можно назвать слабым местом кинокартины. Конечно, мы понимаем, что бюджет у фильма далеко не голливудский, и умопомрачительных спецэффектов ждать от него не стоит. И актёры тоже любители, и, в общем-то, стараются изо всех сил. Но вот сюжет… Именно он делал фильм не очень-то интересным, а местами и откровенно снонагоняющим.

Именно к такому выводу можно было прийти из обменов впечатлениями со знакомыми. Хотя большинство из них всё-таки высказывалось, что фильм – отстой и смотреть его не стоит ни в коем случае. В любом случае фильм был и остаётся так сказать первым бурятским постсоветским фильмом (во всяком случае, именно так, кажется, его позиционировали авторы).

После просмотра фильма я задумался: а каким был бы ВТОРОЙ бурятский фильм? Самые бескомпромиссные ругатели «истории» не могли выдвинуть никакой своей оригинальной идеи, так что я решил напрячь воображение и придумать свой сюжет для фильма. Времени на это дело я затратил не так уж и много, но идея мне в целом нравится. Итак, в порядке бреда: читая заметку дальше, представьте, что смотрите кинофильм!

Действие фильма начинается в городе Улан-Удэ. Типичное питейное заведение, обычная закусочная. Барная стойка, за которой стоит молоденькая девушка-бармен. Всегдашний полумрак и немногочисленные посетители за столиками. Неожиданно заваливает группа изрядно подвыпивших молодых людей, парней и девушек, внешний вид и речь которых выдаёт в них выходцев из сельской местности. Они громко и эмоционально о чём-то переругиваются, один из них нагло спрашивает о чём-то девушку-бармена. Та что-то им отвечает, но её ответ, по-видимому, не удовлетворяет молодых людей. Неожиданно одна из зашедших девушек начинает что-то грубо и с акцентом кричать девушке-бармену. Короче говоря, начинается весьма некрасивая сцена, которые весьма характерны для нашего города. В это время камера перемещается на один из столиков, за которым сидят два молодых парня, молчаливо взирающих на эту сцену. Один из них качает головой и цедит сквозь зубы: «вот головары, а». После этого он смотрит на время на часах, прощается с товарищем, выходит из помещения и начинает свой путь по улицам Города.

Это и есть главный герой. Зовут его Бато. Он учится на первом (к примеру) курсе одного из универов Улан-Удэ. Парень он сугубо городской, никогда особо и не бывавший в деревне и не знающий бурятского языка. Он вырос в благополучной семье, достаточно образован, достаточно безалаберен – словом, представляет собой типичный городской продукт. Телосложения он не самого спортивного, но и скелетом его тоже не назовёшь. Ему присущи все качества и пороки городской молодёжи: он достаточно презрительно относится к т.н. головарам, хотя и сам со своими друзьями ведёт себя порою не вполне культурно. Он играет в онлайн-игры с друзьями, и любит ездить на машинах, хотя прав у него ещё нет.

Но всё это видно только из деталей и из отношения Бато к предметам окружающего мира. На экране он идёт по улицам города домой, играет музыка, и видны различные городские реалии. Бато добирается до дома, заходит в подъезд, гремит ключами и заходит в свою квартиру. Он, ещё не раздевшись, заходит в свою комнату и врубает компьютер. Пока загружается система он кое-как скидывает с себя верхнюю одежду и ботинки, берёт из холодильника что-то перекусить и возвращается в свою комнату. В комнате мы помимо всего прочего можем видеть и кое-какие книги. Бато садится за комп и врубает Интернет. Он сразу же заходит на сайт вконтакте.ру и смотрит новые сообщения. Неожиданно ему приходит сообщение по аське от его друга. «выгоняй машину, погоняем». Бато улыбается улыбкой человека, получившего смешную СМСку, и пишет в ответ: «замётано».

(чтобы не слишком утомлять читателя дальше буду писать уже более коротко)

Короче говоря, Бато тайком угоняет родительскую тачку из гаража, встречается с другом (тоже на машине) и они гоняют наперегонки по ночному Городу. И всё то у них круто выходит, но в итоге Бато делает что-то не так и зверски врезается. Машина жестоко повреждена, хорошо хоть сам жив остаётся!

Родители, разумеется, таким раскладом не очень-то довольны. Они идут с сыном к ламе (ну, или к шаману – не суть важно), и тот, посмотрев многозначительно на Бато, говорит, что его, Бато следует в обязательном порядке отправить на проживание в деревню, желательно куда-нибудь подальше. В противном случае, говорит лама, неминуемо быть беде. Для Бато такой поворот событий носит самый трагический оттенок, но воля родителей в этом вопросе необычно тверда. Короче говоря, для Бато оформляют академический отпуск на год и отправляют к родственникам в сельский район.

Таким вот образом городской парень Бато оказывается в весьма необычной для него ситуации. Он приезжает в деревню к дяде, причём дядя его живёт не в такой вот деревне, где дома и участки стоят вплотную друг к другу наподобие дачных. Нет, его дядя живёт на гурту и имеет довольно большое хозяйство. Появлению Бато он не особо удивлён, но и особых восторгов по этому поводу не испытывает. Разговаривают родственники с Бато в основном на бурятском, которого тот поначалу ни слова не понимает, (при этом всегда имеются субтитры с переводом внизу экрана) и часто переспрашивает (постепенно по ходу фильма речь Бато будет всё больше и больше приобретать бурятских слов, и грамматика его будет становится всё правильней, но поначалу ему очень тяжело).

На селе Бато поначалу видит исключительно лишь отрицательные стороны: безработицу, социальную беспросветность, повальное пьянство и запустение. Его угнетают отсутствие Интернета и деревянные туалеты. Ему не нравятся умывальники, а от запаха коровьих лепёшек его тошнит. Короче говоря, совсем не просто Бато живётся. У дяди есть сын (брат Бато) школьник 8-9 класса, и Бато волей-неволей помногу с ним взаимодействует. Бато узнаёт потихоньку соседей, в особенности молодежь.

В одном из соседних домов, совсем захудалом живёт старый-престарый дед с внучкой. Внучка этого примерно на год младше Бато. Зовут её Оюна, она довольно симпатична, но является совершенно непосредственной натурой, эдакой Покахонтас. У Бато с ней отношения как-то сразу не залаживаются, и вообще он её считает дикой.

В тот момент, когда Бато совсем уж отчаивается, и когда решительно всё в деревенском укладе жизни вызывает у него искренне отвращение, он видит, как его младший брат катается на коне. Зрелище это его совершенно завораживает, и он просит братишку научить и его.

Братишка Бато ездит не очень хорошо, и за короткое время Бато превосходит его. Ему начинает казаться, что он уже достиг каких только можно высот, и он уже начинает задирать по этому поводу нос. В итоге в один день он нарывается на молодого парня, живущего неподалёку. Парень, которого зовут, к примеру Мэргэн (как бы главный антигерой) видит как Бато ездит на лошади и отпускает весьма колкую реплику по поводу того, что он думает относительно городских, пытающихся ездить верхом. Оскорблённый в лучших чувствах, Бато предлагает Мэргэну соревноваться. Мероприятие это привлекает внимание большое число представителей местной молодёжи, и на их скачки приходит посмотреть даже Оюна. В итоге Бато с позором проигрывает: лошадь скидывает своего наездника, и Бато под всеобщий смех падает на пыльную землю, желательно — в кучу навоза. Молодежь, весело гогоча, расходится, а к еле сдерживающему слёзы Бато неожиданно подходит одна лишь Оюна.

Оюна говорит, что ей на самом деле понравилось как Бато ездил, но что ему надо ещё многому научиться. Еще она говорит, что её древний дедушка в своё время был знаменитым на весь район всадником, который выигрывал все возможные и невозможные скачки. Бато решает во что бы то ни стало поквитаться с Мэргэном на празднике сурхарбана и соглашается обратиться за помощью к деду Оюны.

Дед Оюны не особо-то ласково принимает Бато, весьма резко выразив всё, что он думает о так называемых городских бурятах. Но Бато при помощи Оюны уговаривает-таки деда научить его езде на лошадях. Так начинается Ученичество Бато.

Дед учит Бато премудростям езды на лошадях. Он объясняет Бато, что тот должен слиться с конём в одно целое и прочим секретам. Постепенно Бато начинает меняться: видеть красоту и прелести деревенской жизни, красивую природу, радость физического труда и проч. Бато крепнет и духом и телом. Попутно у него происходят мощнейшие беседы с Оюной и его дедом. Он рассказывает Оюне многое о городской жизни, о том, какой большой на самом деле наш мир, и что он полон возможностей, от чего Оюна постепенно становится всё менее дикой, и всё больше привыкает к Бато. Сам Бато многому учится от деда, учится тому, что на самом деле не важно, городской или сельский ты бурят, а главное оставаться бурятом. Дед учит Бато многим непреложным и вечным ценностям, близости и единению с природой. Короче говоря, за этот период все выносят для себя что-то новое.

Постепенно близится и время Сурхарбана. Бато часто сомневается в выборе избранного им пути: часто люди говорят ему, что он городской, и что всё это не для него, да и сам он частенько так думает. За несколько дней до праздника на машине из города приезжают друзья Бато. Они сообщают ему, что время его «ссылки» прошло, что поехали, мол, домой – Город ждет. В ответ Бато говорит им, что у него есть еще дела в деревне. Друзья решительно его не понимают. В этот момент появляется Оюна, и друзья начинают подкалывать Бато, что тот, мол, нашёл себе подругу-«головарочку», в результате чего Бато ссориться с друзьями. Он понимает, что сильно изменился: в друзьях своих он видит отражение самого себя в не столь отдалённом прошлом. Теперь у него уже нет никаких сомнений: он должен доказать всем, что СМОЖЕТ победить. Городские друзья пожимают плечами, но говорят, что приедут на Сурхарбан, что посмотреть на Бато «на лошади».

И вот наступает день Д – день Сурхарбана. В фильме очень важно показать всю красоту этого праздника. Очень важна (впрочем как и во всём остальном фильме) операторская работа. Показывается и борьба и стрельба из лука, и народные увеселения. Кульминацией праздника, равно как и фильма, становятся скачки. Сельские старожилы обсуждают участников. Речь заходит и о Бато, но все в общем-то сходятся на мнении, что «этому городскому вряд ли что светит».

Очень важно показать сами скачки. Показать как в упорной борьбе вперёд вырываются лошади Бато и Мэргэна, причем лошадь Бато отстаёт. Тогда Бато короткими вспышками вспоминает моменты из прошлого: и то как он упорно тренировался, и как смеялись над ним все, когда он свалился с коня, и как не поняли его городские друзья. И вот постепенно Бато начинает догонять… и в итоге обгоняет и приходит первым! Зрители в шоке. Городские друзья в шоке. Сельские злопыхатели в шоке. К всё ещё не верящему в реальность происходящего Бато подбегает и прыгает ему на шею Оюна. После этого к нему подходит мрачнее тучи Мэргэн. Бато внутренне весь напрягается, готовый ко всякому. Мэргэн злобно смотрит на Бато, но неожиданно лицо его проясняется, и он жмёт руку Бато.

Хэппи Энд.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Осенью того же года. Бато возвращается в город и восстанавливается в университете. Оюна заканчивает школу и приезжает в У-У учиться. Финальная сцена происходит в том же самом месте, где фильм и начинался. Та же закусочная, и, возможно, даже та же бармэнша. Вновь заваливает группка нетрезвых выходцев из деревни и что-то грубят ей. Но на этот раз Бато оказывается здесь вместе с Оюной. Бато подходи к ним и вежливо и твёрдо на чистом бурятском языке предлагает им убраться по добру и здорову. Ко всеобщему удивлению те слушаются Бато и, не споря и как-то сразу затихнув, уходят. Улыбающиеся Бато и Оюна выходят в обнимку из помещению и начинают свой путь по улицам Города…

Нет комментариев