Одна большая война на всю Сибирь

Башня второго (или третьего?) Братского острога

Как можно заметить по обсуждениям на форумах и сайтах Бурятии, тема продвижения России в Сибири является чертовски занимательной и острой, оставаясь при этом толком не известной огромному большинству народа. Попробую собрать в этом блоге побольше публикаций об истории тех лет, уделяя внимание в основном тем, которые обычно остаются за бортом ссылок и цитат в горячих спорах на просторах сетевой Бурятии. Вот одна из таких. Подписано неким Нестором Волиным, о котором я не нашел путной информации, но изрядная доля его статьи обнаруживает совпадения по фактам с другими публикациями (на второй странице об этом подробнее расскажу). Чем интересна эта короткая статья, так это обозначением всего процесса покорения Сибири войной, причем как бы одной большой («великой») войной на всю эту пятую часть континента, а не чередой (или россыпью) множества войн и локальных конфликтов, как обычно считается. Не сказал бы я, что это правильный подход, но во всем остальном текст заслуживает внимания.

Великая Сибирская война

Восстановить историю этой войны во всех подробностях невозможно, так как последнее сражение между ватагами русских завоевателей и непокорными сибирскими племенами отгремело больше двухсот лет назад. С тех пор в Сибири между народами сохраняется мир. Несколько погромов, происшедших в Якутии и Туве в прошлом веке, не в счет. Общая история, которую прожили сибиряки, дает надежду на то, что этот мир не будет нарушен.

Бои местного значения

Поначалу взаимоотношения между двумя расами складывались непросто. Русские, если говорить по справедливости, пришли пограбить Сибирь. Для этого они строили остроги, ставшие форпостами своей власти в крае. Естественно, местное население старалось эти остроги уничтожить.

Достаточно перечислить победы и поражения русских колонистов, чтобы стало ясно, каким путем происходило присоединение Сибири к России. Вслед за Ермаком на неизведанные земли ринулось множество его последователей, но не всех ждали лавры победителей.

Летом 1600 года из Тобольска по Оби и Обской губе двинулись воеводы – князь М. Шаховской и Д. Хрипунов со 150 стрельцами. Русские промышленники, пришедшие в Сибирь раньше государевых людей, стремились сохранить монополию на пушной промысел и организовали выступление самоедских племен. В бою возле устья реки Таза стрельцы были разбиты.

В 1628 году русские основали на Енисее Красноярский острог. После этого вооруженные стычки с местными князьками продолжались полтора десятилетия. Окрестности Красноярска чуть не каждый год подвергались набегам кочевников, а сам острог выдерживал длительные осады, нередко заканчивавшиеся сдачей и угоном в плен русского населения. Наконец, в 1642 году отряды томских казаков под началом воеводы Н. Тухачевского и красноярцы в решающем бою на реке Белый Июс разгромили своих противников. Почти через триста лет история повторилась — потомок воеводы Михаил Тухачевский подавил восстание тамбовских крестьян.

В 1715 году по приказу Петра I из Тобольска в пределы джунгарских кочевий на поиски золотых месторождений отправился отряд подполковника Бухольца. Эта военная экспедиция насчитывала около трех тысяч человек. Войско двигалось на речных судах и верхом на лошадях. В том же году около Ямышевского озера Бухольц построил крепость, которая вскоре была осаждена джунгарами. Длительная осада и поразившие участников экспедиционного отряда болезни заставили подполковника уничтожить крепостные сооружения и отступить в Россию.

Упорное сопротивление встретили русские пришельцы в приенисейской тайге, которая являлась собственностью тунгусских, бурятских и киргизских князей. Они оказали сопротивление служилым людям при постройке Маковского и Енисейского острогов.

Тунгусско-бурятское сопротивление

Особенно упорную борьбу против завоевателей вели вождь тунгусов Тасей и бурятский князь Оилан. Эти знатные туземцы были очень свободолюбивы, и для их покорения русскому царю приходилось неоднократно посылать регулярные войска. И все же походы русских ратников долгое время не достигали своей цели. Отряды служилых людей, несмотря на превосходство в вооружении, не могли установить контроль над местным населением.

Тасей признал власть Москвы в 1628 году, после двадцатилетнего сопротивления, когда сотник Петр Бекетов в устье реки Белой нанес поражение тунгусам и заключил с ними мирное соглашение. Бурятского князя Оилана заставили платить дань еще позже, в 1645 году, после того, как на реке Оке ему нанесли поражение казаки с волонтерами. Спустя семь лет, после смерти князя, колонизаторы добили его наследников и окончательно подавили мятежный дух енисейских бурят.

После основания Енисейска и Красноярска русские двинулись на юг азиатского континента. Пройдя вверх по Енисею, они столкнулись со встречным наступательным движением монголов. У степняков было многократное преимущество в живой силе, и казацкие атаманы даже не помышляли о завоевании их земель.

Тем временем русские из Енисейска стали продвигаться по Ангаре на восток, встречая слабое сопротивление тунгусов. В 1630 году они заложили Илимский острог, но дальнейшее наступление замедлилось отчасти из-за природных условий, например, ангарских порогов, а главным образом из-за отчаянного сопротивления, оказанного «братскими людьми» – бурятами.

Поначалу буряты встречали русских миролюбиво и даже добровольно платили им ясак. Однако насилия, творимые отрядами Хрипунова и красноярскими казаками, прибывшими в Бурятию, вызвало возмущение местного населения. Буряты объединились с тунгусами и выступили против захватчиков. В 1634 году они разрушили Братский острог и перебили его гарнизон*. Посланный на следующий год из Енисейска воевода Н. Радуковский с сотней бойцов восстановил острог, но через три года буряты вновь подняли восстание. Военные действия в верховьях Ангары могли бы затянуться на неопределенный срок, если бы большая часть бурят не эмигрировала на юг под покровительство родственных им монголов.

Вслед за братскими восстание подняли верхоленские буряты. Заговорщики воспользовались нахождением близ Верхоленского острога бурятской святыни – шаманского камня и возбудили в своих последователях религиозный фанатизм**. Великим числом они подступили к Верхоленску и разорили поселившихся рядом с острогом крестьян. Гарнизону острога грозила неминуемая гибель, но из Илимска вовремя подоспели 200 казаков. Как гласят бурятские легенды и подтверждают русские источники, бой с казаками закончился принятым бурятами Ленского края решением подчиниться пришельцам. Принято оно было по совету знаменитого «черного шамана» Хойленго Бойродоева***.

По Ангаре через Байкал и Селенгу русские проникли в богатую Бурят-Монголию. Буряты Забайкалья не оказали им такого сопротивления, как прибайкальские. Не было таких сражений, какие происходили в области, занятой эхиритами и булагатами. Заслышав о приближении казаков, буряты снимались с мест и уходили в Монголию. Когда страх перед чужеземцами прошел, они вернулись на родную землю и превратились в подданных белого царя.

Сражающаяся Якутия

Не менее драматично складывались отношения между русскими землепроходцами и якутскими племенами. Весной 1631 года атаман Галкин с сотней казаков проник в Якутию и после ряда столкновений с местными князьками дошел до Алдана и повернул обратно. Идти дальше стало опасно. Якуты были воинственны, и казаки были обречены на верную гибель в неведомых им тайге и горах.

Вместе со стрелецким сотником Бекетовым Галкин поставил на Лене острог и послал своих людей собирать ясак среди якутов. Острог впоследствии неоднократно переносился с места на место, пока окончательно не разместился на Зюковом лугу. Новый острог был назван Якутским.

Аборигены и не думали выплачивать дань. В конце 1633 года якутские князья, извещенные о выступлении бурят против русских, попытались объединиться в большой племенной союз. Его основу составили три главных якутских рода: кангаласцы, кутулинцы и бетунцы, общей численностью до 1000 человек. Это крупное по сибирским меркам воинское соединение через год нанесло поражение отряду Галкина в количестве 50 человек и около двух месяцев осаждало его в Якутском остроге. У казаков начался голод, и участь их была решена, но тут в стане якутов начались раздоры, и они упустили победу.

В 1636 году кангаласцы и бетунцы вновь начали борьбу, осадили Якутск и снова потерпели неудачу. Казаки под началом Ивана и Никифора Галкиных перешли в наступление и после кровопролитного штурма овладели опорной базой якутов. В те же годы прибывший из Тобольска через Мангазею казак Шахов объясачил местное население на Лене и Вилюе.

С подчинением Якутии сопротивление сибирских туземцев не прекратилось. Наступил черед северных народов, с которыми русские поступили еще более жестоко. К примеру, путешественники, посещавшие Камчатку и Алеутские острова, оставили свидетельства о поголовном избиении инородцев и захвате их в рабство. Таким был поход на Камчатку воеводы Павлуцкого, позже убитого чукчами. На Алеутских островах промышленники истребили большую часть алеутов, и уже спустя сотню лет после появления там русских, в 1792 году, население Уналашкинского отдела сократилось в десять раз.

Нестор ВОЛИН (ссылка)

* Про взятие Братского острога в общем-то немало информации в интернете. Достаточно набрать в поисковике «сожгли Братский острог». Например, на сайте самого Братска: «1634 год. В Братский острог на царскую службу прибыл отряд казаков во главе с Дунайкой Васильевым. Бурятские князья напали на отряд Дунайки Васильева возле небольшой речки, всех людей перебили, Братский острог сожгли. Речка стала называться Дунайкой. Поставлен был новый острог».

** Нестор Волин упоминал «шаманский камень» в районе Верхоленска. О том же писал и другой исследователь П. А. Словцов в книге «История Сибири От Ермака до Екатерины II»: «В 1648 г. по заговору многочисленных бурят, отстаивающих мнимую святыню известного Шаманского Камня, острог действительно приближался к разгромлению, если бы якутский воевода, в Илимске зимовавший, не прислал на помощь 200 промышленников. Долговременные, однако ж, беспокойства, которые наскучили самим бурятам, решили их наконец покориться требованиям русской власти, и вскоре по приятным долинам, стадами и юртами усеянным, восстановились к 1656 г. спокойствие и мена».

*** Тот же Словцов, хотя и не говорит конкретных имен шаманов, в отличие от Нестора, назвавшего Хойленго Бойродоева, но вообще считает шаманство у бурят сыгравшим большую роль в подчиненении их народа русским. Например: «Если теперь оглянуться и посмотреть на огромный треугольник, залегший своими углами в Иркутске, Енисейске и Красноярске, чему следует приписывать, при малом числе казаков, одоление бурят, опиравшихся с юга на значащем ханстве, с востока на Бурятской степи и на ольхонской собратии, бурят, которых убеждали, побеждали, опять оскорбляли, и опять усмиряли? Чему, повторим, надобно приписывать преодоление орды многочисленной и не расположенной к новому порядку? Частью счастливому у бурят недостатку наследственных владельцев, частью отсутствию общего союза, частью глупости шаманства, обольщавшего своими предсказаниями, и вместе некрепко соединявшего здешний отдел племени с другим ламского закона».

Конкретно про Бойродоева в сети я ничего не нашел, хотя наверное тут штука в том, что Нестор как-то исковеркал фамилию. По крайней мере, я никогда не слышал такой фамилии у бурят.

Нет комментариев