Про образование

Про образование

Давно уже была пора написать про местное образование. Все-таки уже сколько здесь учусь. Конечно, у меня сначала было огромное восхищение тому, как здесь преподают! Наверно до сих пор есть. Но немного. Конечно, это огромное (не всегда искренне, но какая разница) уважение, никто на тебя никогда не повысит голос, никогда не назовет обидным словом, твое мнение всегда выслушают, пойдут к тебе на встречу. Хотя, возможно, что в глубине души им на твое мнение просто чихать. Но не всегда так, конечно. Чаще всем просто нет до этого дела, потому что преподаватели видят таких как ты сотни за день. И у каждого есть свое «правильное» мнение. Но тем не менее все это происходит с северо-американским дружелюбием. Но конечно, есть учителя, которые на меня очень повлияли и впечатлили меня. Наверно своих самых любимых учителей я нашла тут. Хотя… Мои некоторые учительницы со школы дали мне больше.

Самый большой минус, по-моему мнению, это то, что из всего здесь делают развлечение – entertainment. И каждый (почти каждый) наш профессор – это своего рода MC (master of а ceremony), DJ. И это все настолько упрощает сам процесс получения образования. Конечно, образование должно быть доступным и понятным, тем более нам, иностранцам. Но порой возникает такое ощущение, что мы находимся в вечерней школе или в школе для тех, кто долго догоняет. Конечно, я понимаю, город не самый большой. Все предыдущие поколения были заняты в сельском хозяйстве. Почти все в моих классах студенты – потомки фермеров. И, конечно, у всех соответствующий менталитет. Да, я себя никак не выделяю, я потомок кочевников – скотоводов. Но тем не менее я выросла в очень образованной и интеллигентной семье и образование для нас – это огромная ценность, лучшее капиталовложение. Но все чаще и чаще я начинаю понимать, что хваленное северо-американское образование далеко не эталон. Да, несомненно в нем есть очень много плюсов, таких как практическое применение теорий, здесь больше дела, чем слова. Но и тогда, когда нам приводят примеры, такое чувство, что нас принимают за тупых. Или возможно, они не принимают, просто может у них самих такой уровень?

Я безумно горжусь, что получила среднее образование в России и имела возможность проучиться почти 2 курса в российском университете. Моя база знаний по сравнению с местными учащимися настолько велика, просто не объяснить. Но единственной пока для меня преградой является язык. Многие специфические термины я не знаю, например, слово «вязкость» или «магма». Точнее я их знаю уже. У меня был предмет «Педагогика» в БГУ, и до сих пор помню, что в нашей системе образования присутствует принцип энциклопедичности. То есть нам дают очень широкий спектр знаний, а не конкретную специализацию. Я сейчас понимаю насколько это важно, хотя раньше все время жаловалась «зачем мне это черчение/география/физика/музыка и т.д. я все равно пойду в бизнес/журналистику/политику». Я считаю, что наше образование намного лучше, несмотря на профильность западного образования (типа, что они изучают все намного глубже – неправда) и развитие в техническом плане.

Да, в северо-американской школе ученики могут выбирать предметы, хотя, конечно, некоторые предметы являются базовыми. Конечно, таким образом они закладывают в них такую систему, что они «всегда делают сами свой выбор», все зависит от них, они себе и цари, и князья. А в то время как наша система делает нас ее заложниками. Но тем не менее, когда я встретила в Ванкувере девушку и сказала ей, что я из России, она мне ответила, что не знает, где это. Я была в шоке. Сначала подумала, может она не поняла, что я сказала? И я ей еще раз повторила. И она вроде не шутила. Да, это очень редкий пример, и мне такая девушка встретилась в первый раз. Но все равно это о чем-то говорит.

Еще про техническое оснащение. Дааа, тут Канада может явно гордится собой! В наших компьютерных лабораториях, в которые можно приходить хоть когда и сидеть сколько хочешь и где всегда будет свободные компы, стоят новые компьютеры Mac. Наши преподаватели в основном используют Power Point. У нас также есть в каждом кабинете разные проекторы. Везде есть кондиционеры, есть розетки для тех кто пользуется ноутбуками и нетбуками. Наши книги новые красочные, новые данные, новые исследования, крупный текст. Удобные новые и неисписанные столы, хорошие стулья. В особо больших аудиториях преподаватели говорят в микрофон и по всей аудитории развешаны массивные колонки. Есть несколько входов и выходов, чтобы студенты не толпились, а смогли свободно и не толкаясь выйти из класса. На некоторых предметах нам даже раздают уже готовые распечатанные конспекты, нам же остается только делать какие-то пометки. На некоторых предметах мы делаем домашние задания онлайн. Нам не нужно даже решать примеры вручную — есть программы, куда просто вводишь данные, и они все за тебя делают. Красота, не правда ли? Прогресс во всем.

А не слишком ли все это упрощено? Я может быть звучу как вечно чем-то недовольный человек и многие наши студенты может покрутят пальцем у виска, когда узнают про мою позицию. Но дело в том, что здесь нет серьезного отношения к самому процессу получения образования. Да, конечно, у нас стоят Mac. Но это якобы для того, чтобы все нужды студентов были встречены и вот на что тратятся государственные деньги, хотя, конечно, какая мне разница, я же не канадка. Но вместо новейших компьютеров, которые заменили старые не менее хорошо работающие (и кстати где они? Представьте огромный кампус, у каждого факультета – их 25 в моем университете- есть как минимум 1 компьютерная лаборатория, в каждой лаборатории скажем по 100 компьютеров. И куда дели старые 2500 компьютеров?) могли бы снизить плату за обучение. Но куда уж там! У нас новейшие компьютеры Mac! Учитывая, что почти у всех студентов есть ноутбуки или по крайней мере нетбуки и даже iPad’ы, зачем столько компьютеров?? Только для того, чтобы привлечь будущих студентов. Вот посмотрите, какое у нас крутое компьютерное оснащение!

Дальше, как я и упоминала до этого, сам процесс получения образования очень подходит на развлечение, такой поход в кино. А теперь самое главное определить какое это кино. Есть прекрасные выдающиеся работы-шедевры Феллини, Бертолуччи, Вуди Аллена, Аронофски, Рязанова и многих других. Или это тупая американская комедия или боевик, где побольше крови, оружия, денег и секса. И угадайте к чему я скорее отношу свои лекции? Для того, что привлечь внимание студентов и заставить их бедных слушать всю эту тягомотину, от которой просто слипаются глаза, многие преподаватели приходят к использованию стандартной схемы – что нужно народу? Хлеба и зрелищ! И тогда на помощь приходит Голливуд со своим развратом. Конечно, возможно, учителя и не хотят опускаться до такого. Но это самый легкий путь – шокировать! Или просто привести пример доступный нам, невежам. Правда, и самые кровавые боевики и дешевые комедии можно снять со вкусом. Жалко правда, что пример, который я приведу к такому не относится.

Сегодня утром у меня была лекция по критическому мышлению. Нас учат правильно строить речь, выстраивать грамотно аргументы и различать ошибки. И нам привели пример, который меня не то, что смутил, скорее возмутил. Конечно, нужно держать студентов в ясном сознании, а не в полусонном, но такой пример, уж слишком низок.

«Кристина и Томас обсуждали свои планы на вечер. Кристина говорит: «Если ты меня не любишь, тогда я точно не стану заниматься с тобой сексом» А Томас отвечает: «Получается, это значит, что если я тебя люблю, то ты будешь со мной заниматься сексом, так?» Верно ли суждение Томаса»

Все, конечно, разом проснулись, посмеялись. Всем это близко по возрасту. Но извините, мы же в университете. Это, конечно, не значит, что университет – крепость, свободная от разврата, как раз-таки наоборот. И поэтому уж по-крайней мере на лекции от человека, что когда-то казался мне очень интеллигентым, услышать такое было очень неожиданно и очень разочаровывающим.

Иногда мне кажется, что культурное поведение в это стране немного не свойственно. Хотя может быть это такой показатель, что мол все мы свободны от предрассудков и делаем, что хотим. Но то, что студенты в открытую кладут ноги на стол, жуют и чавкают на лекциях свидетельствует о явной невоспитанности и пренебрежение к остальным людям. Для меня это дико. Одевайтесь во что хотите, красьтесь как хотите, делайте с вашими волосами все, что душе угодно, делайте пирсинг, татуировки, хоть всего себя исколите, ради Бога! Вот это я с бОльшим желанием назову свободой личности, выражением себя, протестом. А все, что я описала до этого, явное отсутствие должного воспитания.

Вот я привела примеры, что меня не устраивает. И конечно, возникает чувство насколько сильно мы (в России) развиты в интеллектуальном плане. Еще раз подтвердила, что «все америкосы – тупые»(и не важно, что я в Канаде, все равно один материк). Но возникает вопрос, что при всем нашем превосходстве: ну почему мы так плохо живем? Почему при всей их упрощенности здесь есть все? Я едва ли встречу тут людей, которые живут за чертой бедности, у которых нет денег на еду, кто спивается. Конечно, я могу встретить попрашаек, но и они получают деньги от государства. У простого строителя, у простой мед сестры, учителя из государственной школы будут деньги на машину, новые сотовые телефоны, новую одежду, еду в конце концов (iPhone или iPod не являются понтами, скорее что-то обычное, ничего особенного. Чтобы тут действительно понтоваться нужно действительно дорогие вещи как BMW или сумки Gucci). У всех будут деньги на все эти мелочи. Но половина, а может даже больше, канадцев считает, что высшее образование – это пустая трата времени и денег. Конечно, зачем продавцу гамбургеров или парикмахерше или фермеру диплом инжинера? Ради Бога, оставайтесь, где хотите. Но мне всегда казалось, что эволюция заложена у нас в генах. Хотя может это такой естественный отбор?

Нет комментариев