Анимешники и их субкультура или сторонний взгляд

Существующие названия субкультуры, которую я хочу описать, достаточно условны. В общем, наверное, никогда не ошибешься, сказав, что это фанаты аниме. Думаю, для лучшего понимания обсуждаемой в данной работе субкультуры логично будет сначала дать хотя бы примерное представление о том, что же такое аниме само по себе.
Аниме — это анимационное видео японского производства. Большинство из окружающих практически не сталкивается с видеопродукцией, имеющей хоть что-то общее с аниме, хотя, стоит заметить что найти его не так уж и сложно, вот только то что легко достается чаще всего оказывается далеко не самыми лучшими представителями, что приводит к предвзято отрицательному мнению о данном направлении видеоискусства.

То, что все же может представить себе человек благодаря нашему телевидению — это как аниме примерно выглядит, но не более того. Таким образом, человек «обычный» (в подобных случаях анимешники употребляют слово коммон — рускоязычное произношение английского слова common — обычный) может предположить, что аниме находит своих поклонников из-за яркого внешнего оформления персонажей и качественной проработки деталей фона. К тому же всем известно, что в человеке изначально заложен материнский инстинкт, который делает для него привлекательным изображение любого существа, наделенного детскими чертами и пропорциями (отсюда и все современные каноны красоты), и что индустрия развлечений и, конечно, не только она одна, на этом всегда спекулировала и будет продолжать спекулировать. Но это, конечно, не может быть исчерпывающим объяснением существования отдельной субкультуры.
Да, аниме, не хуже чем любой другой хороший художественный фильм или сериал, может здорово помочь расслабиться и отвлечься от проблем, но если было только это, то данная субкультура не была бы такой, какая она есть на самом деле. Аниме действительно отличается от того, к чему мы все привыкли, по своему содержанию: в нем с необычной легкостью и беззастенчивостью оголяется психология человека, его глубоко личные чувства, персонажи нередко произносят вслух то, о чем в обычной жизни не желательно даже думать, сама сюжетная линия может быть напрямую связана с ответом на философский вопрос, на который, как мы привыкли считать, нет ответа, а может затрагиваться какая-то больная для всех тема, и что не редкость, в очень неожиданном аспекте.
Как бы там ни было, но это, наверное, одно из основных, отличий от того, что нам предлагается для просмотра в большинстве случаев. При первом столкновении с аниме это обстоятельство из-за ориентировочного рефлекса некоторое время невольно удерживает у экрана. Но и после исчезновения такого первого импульса, у человека не иссякает интерес к аниме, потому что существуют и другие причины для этого. Одна из них состоит в том, что человек погружается с головой в эмоции, которые невероятно редко встречаются в реальности, но которые каждый хотел бы пережить, даже если самому себе в этом никогда не признается.
И надо сказать, авторы сценариев анимационного видео помимо того, что часто ставят в своих творениях интересные проблемы, берут на себя также и труд поиска оригинальных решений этих самых проблем. Это делает просмотр аниме интересным для зрелых, думающих людей, и поэтому, в общем-то, это самое аниме нельзя назвать обычной мультипликацией.
Таким, аниме видится фанатам, что уже само по себе предполагает какие-то отличия от остальных людей. Но я хочу еще раз подчеркнуть тот факт, что такое обозначение описываемых мною людей как «анимешники» — условное, так как они очень редко увлекаются только аниме. К тому же нельзя сказать, что один фан аниме похож на другого. В этой субкультуре очень много своих подгрупп, и у каждой есть свои атрибуты, нормы поведения, объекты пристрастий, ценности и т. д.
Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает.

Краткая классификация жанров аниме выглядит примерно так:

1.Кавай — дословно переводится с японского как “милый” или ”красивый”. Чаще всего это мелодраматические истории о взаимоотношениях полов, но с обязательным присутствием большого количества юмора.
2.Сеннен — дословно переводится как «мальчик», «юноша», то есть этот жанр изначально предназначается для лиц мужского пола от 12 до 18 лет.
3.Седзе — дословно переводится как «девочка», «девушка», то есть аниме для лиц женского пола 12 — 18 лет.
4.Добуцу — «пушистики». Это аниме о человекоподобных пушистых или непушистых, но обязательно милых существах.
5.Кодомо, то есть «ребенок» — аниме для детей до 12 лет.
6.Меха — это истории о роботах, и других футуристических механизмах, не имеющих реальных аналогов.
7.Хентай — это рисованная эротика, то есть продукция, предназначенная для лиц, достигших совершеннолетия.

Если человек смотрит любое аниме, которое ему досталось, и не имеет никакого представления ни о существовании классификации жанров и вообще ни о чем подобном, то это говорит о том, что он входит либо в разряд жутких фанатов которым все равно что смотреть, либо в самую многочисленную группу данной субкультуры, то есть в группу начинающих. Из этой группы, если, конечно, человек не отходит от аниме впоследствии (что нередко случается), он со временем «переходит» в другие группы, которые можно обозначить как: -«отаку», что с японского переводится как «домосед» (сейчас уже имеет несколько другое значение). Их мало и они действительно живут аниме и, конечно, хорошо знают все его жанры, о них, собственно, и им подобных и идет речь в данной работе. Можно также сказать, что все начинающие — это их упрощенная версия.
-«муняшки» — это поклонники, широко известного анимационного сериала «Sailor Moon», которые, наверно, по количеству уступают только группе начинающих анимешников. Надо сказать, что так называемое явление «мунизма» заслуживает отдельного исследования, потому что это очень интересный феномен, так как чаще всего он носит транзитный характер, и проявляется практически только у молодых девушек до 17-18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Это в большей степени объясняется характеристиками персонажей, которым в жизни стремятся подражать муняшки. В толпе анимешников их сложно перепутать, так как они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).
-«J-рокеры» (группа анимешников, которая увлекается японской музыкой, разбирается в ее направлениях, исполняет ее, иногда внешне они напоминают готов, но, по сути, конечно, эти субкультуры имеют отличия). Здесь следует сделать небольшое отступление, ибо многие анимешники увлекаются японской поп и рок музыкой. Однако, существуют некоторые подгруппы увлекающиеся музыкой специфических направлений: J-рок, J-транс и т.п. многие из них предпочитают одеваться в стиле готов, но всеже, думать что все они ходят в черном и подкрашивают глаза будет по меньшей мере ошибочно.
-«юри» и «яойщики» (эти названия взяты из определения жанров и их можно перевести как соответственно женщины и мужчины нетрадиционной ориентации). Эти две группы нельзя отождествить полностью, так как, например, юри — это девушки, которые чаще всего только внешне кажутся представительницами сексуальных меньшинств. Они лишь подражают поведению людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но, конечно, за всех поголовно сказать, какой именно они ориентации, никто не может. Как и в случае муняшек существование данной группы, скорее всего, обуславливается наличием персонажей аниме, которые сочетают в себе черты поведения обоих полов, что в свою очередь может быть связано со стремлением производителей аниме охватить как можно большую аудиторию. Представители же второй группы — вообще встречаются редко, их можно пересчитать по пальцам. Но в этой группе, в отличие от предыдущей, почти нет людей традиционной ориентации. С существованием этих групп связана распространенная шутка в среде анимешников, когда кто-нибудь из отаку разыгрывает с новичком поведение представителя юри или яоя, чем приводит жертву, как минимум, в состояние легкого замешательства.
Приведенная выше классификация — не более чем краткое описание характеров и настроев, в реальности же анимешники собираються в гуппы имеющие одинаковые методы общения, например: одни представители общаются между собой через Fidonet, другие предпочитают собираться где-то вместе ради обсуждения аниме, третьи просто компания старых знакомых, а четвертые официально зарегистрированные клубы. Иными словами все они совместно и как-то по-своему проводят свободное время, причем, эти группы могут распадаться на еще более мелкие компании и т. д. Этот процесс носит стихийный характер и проследить его довольно сложно.

Чем же анимешник отличается от остальных людей?

Можно всю жизнь спокойно прожить и никогда не знать ни о каких отаку, но при этом видеть их каждый день. Они не выделяются в толпе, да это им и не нужно, так как они прекрасно идентифицируют друг друга по едва уловимым признакам, выделить которые помогает только большой опыт в этом деле. Но если вдруг сложится гипотетическая ситуация, когда человек со стороны (Common) случайно попадет в «анимешную» среду, то он, конечно, в полной мере ощутит их отличие от остальных. Как, например, то, что речь отаку изобилует японскими словами и понятиями, к которым к тому же присоединяются еще и чисто «анимешные» понятия. Юмор, соответственно, тоже специфический, который не понять, если не держать в голове сотни просмотренных серий. Комнату отаку тоже сложно перепутать с чьей-нибудь еще: она обязательно с плакатами, забита СD и DVD с аниме и играми от пола до потолка, на книжных полках и письменных столах — томики с мангой (японские комиксы), модельки роботов, фигурки персонажей, коврики и прочие предметы обихода с изображениями любимых героев, и, конечно, где-нибудь в уголке стоит то, без чего немыслима жизнь любого отаку, — это компьютер и игровые приставки. Около этих самых технических приспособлений отаку часто бодрствует по ночам. Норма для отаку, конечно, — это дело индивидуальное, но если кто-то из них просматриваешь сериал в день (это примерно часов восемь по времени), то данный расклад никого особо не удивит.
Аниме в неограниченном количестве и прочее, необходимое для того, чтобы «анимешить» обходится недешево, поэтому отаку — это человек чаще всего работающий. Отсюда становится ясным, почему возрастной диапазон отаку, верхняя граница которого доходит аж до 90 с небольшим, все же не опускается ниже 15-18 лет. Хотя это еще связано и с тем, что в России нет аниме для детей, которое существует в Японии. Вообще, есть даже понятие «анимешного возраста», суть которого заключается в том, что определенное аниме рассчитано на определенный возраст зрителя (например, есть аниме для тех, «кому за тридцать»), но в жизни он часто не совпадает с реальным (двадцатипятилетнему может нравиться то, что рассчитано на пятнадцатилетнего и т. п. и т. д.).
Даже если отаку не надо работать, то трудностей ему все равно хватает, так как хорошее аниме на самом деле практически нигде не достать, а то что можно купить в магазине чаще всего не более чем дурацкая провокация со стороны произволителей. Правильное аниме идет по японскому телевидению, так как, в основном — это сериалы, хотя, конечно, полнометражных фильмов тоже не меньше. Эти сериалы отличаются от, например, американских тем, что пропустить одну серию — это значит почти ничего не понять во всех последующих. Поэтому японские фанаты скрупулезно делают запись каждой серии на DVD или другой носитель информации, а потом с помощью Интернета они оказываются у нас, либо их записывают здесь, если у кого-нибудь найдется спутниковая антенна (можно себе представить, в какое время суток это делается, если учитывать разницу часовых поясов). Потом сами же отаку делают перевод, накладывают субтитры, и уже потом их смотрят менее «продвинутые» анимешники. Что же делает анимешник сразу после просмотра аниме? Конечно, каждый для себя решает этот вопрос сам, но не случится ничего сверхъестественного, если у конкретного человека возникнет желание сделать паузу, чтобы переварить увиденное, и думаю, что после приведенных выше объяснений уже примерно ясно, по каким причинам он это может делать. Во время этой паузы анимешник всегда найдет, чем заняться. При этом сидеть дома ему необязательно — для этого существуют определенные места в парках, свои любимые кафе, есть свои вечеринки, даже снимаются помещения, где можно посмотреть аниме, поучавствовать в конкурсах или же просто пообщаться, продлевая бесконечные обсуждения недавно вышедших эпизодов. Проводится множество фестивалей в родных городах и за их пределами. Но это не единственный способ провести время, не занятое непосредственным просмотром аниме. Одним из них является «косплей», то есть «костюмированная игра». Косплеем в основном занимаются девушки, так как рукоделие, для него необходимое, легче дается особам женского пола. Чтобы заниматься косплеем нужно, во-первых, сделать костюм одного из персонажей аниме или компьютерной игры, на которого ты внешне похож (или не очень похож, но он тебе нравится), во-вторых, конечно, желательно, но, в принципе, не обязательно иметь повод надеть этот костюм, как, например, вечеринка или фестиваль, и, наконец, в-третьих, хорошим тоном считается вести себя в соответствии с характером персонажа, которого ты изображаешь. Помимо таких специфических увлечений, часто отаку и им подобные люди имеют и другие наклонности, требующие от них времени и усилий. В данной субкультуре распространено увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.
Но что же можно сказать о фанате аниме, если углубиться в его личностные особенности?
Наверное, каким человек был до увлечения аниме, таким, в общем, он и останется. Поэтому, конечно, нельзя сказать, что все анимешники такие же привлекательные люди, как некоторые отдельно взятые личности. Все их отличие от других — это специфика интересов. Увлечение аниме и тем, что «вокруг» оного подчиняют все или почти все остальное в жизни отаку. Это совершенно естественно случается, когда любой человек чем-то серьезно увлечен. Таким образом, в соответствии со степенью увлеченности будут проявляться более или менее ярко определенные особенности в поведении.
Многие из таких особенностей определяются теми отношениями, которые складываются у отаку с «обычными» людьми, а также отношениями, которые он поддерживает со «своими». В повседневной жизни (сознательно или бессознательно) анимешник будет по возможности стараться убедить окружающих, что он такой же обычный, как и все, чтобы избежать непонимания и неадекватной реакции на столь необычные способы проведения свободного времени. И если задуматься, то, действительно, для чего отаку должен тратить силы и нервы на тех, кто не способен понять что-либо, выходящее за рамки?
Аниме влияет на каждого по-своему (доказательство тому разнообразие подгрупп анимешников), к тому же стоит учитывать тот момент, что на отаку, живущих в России, прямым образом должна была повлиять подобная субкультура фанатов в Японии. В зависимости от степени осведомленности (в том числе и о жизни отаку за рубежом), от индивидуального восприятия аниме и, конечно, личностных особенностей обращаться и со «своими» и с остальными каждый анимешник будет по-разному. Среди последних есть люди, которые подражают какому-либо персонажу (особенно, как уже упоминалось выше, это касается муняшек), и в этом случае не будет особой разницы, с кем они общаются в данный момент. Такая стратегия поведения временами любому может показаться несколько неадекватной, но анимешник хотя бы может смотреть на нее с пониманием. Конечно, вопрос вживаться ли в чужой образ или нет, каждый решает сам, но, даже не подражая явно какому-либо герою, ценности, проповедуемые так или иначе в аниме и анимешным образом жизни, не могут не вплетаться в картину мира человека, не менять его в какой-то степени, из-за этого в минуты, когда контроль сознания ослабляется, эти представления и ценности будут даже помимо воли проявляться в поведении. Но, конечно, нужно учитывать также и то, что человек не станет «впитывать» те ценности, которые противоречат его собственным. Таким образом, получается, что изначально в эту субкультуру по большей части попадает определенный тип людей. Из изложенного можно сделать вывод, что просмотр аниме может значительно упростить задачу тем, кто стремится понять отаку. Но если даже человек и не смотрит аниме, но ведет себя корректно и достаточно адекватно, он тоже имеет шанс присоединиться к компании анимешников. Чувствуя себя комфортно, анимешник и со своими и с «нормальными» будет поддерживать неформальную атмосферу и общаться в очень непосредственной манере. Но, думаю, не будет лишним еще раз повториться, сказав, что все люди разные, и их принадлежность к одной субкультуре еще ни к чему не обязывает ни в поведении, ни в общении.
Каким бы ни было их взаимодействие с другими, мне все же кажется, что отаку — это люди, которые привыкли жить в себе, в своем мире, своими внутренними переживаниями. Возможно, что некоторым из них трудно разделить эту внутреннюю жизнь с другими людьми, а иногда они просто по каким-то причинам этого не хотят. Но, конечно, абсолютно неверно думать о них, как об асоциальных, замкнутых и угрюмых людях. Все совсем наоборот — если хочешь быть отаку, то просто необходимо контактировать с людьми, иногда даже с теми, с кем нужно быть очень терпеливым, так как в одиночку быть отаку практически невозможно в силу многих причин. Еще что абсолютно точно можно сказать так это то, что, в анимешной среде не задерживаются надолго люди жадные, здесь все строится на личном отношении, потому что все слишком хорошо понимают, с какими трудностями сталкивается каждый вновь прибывший.
По большей части отаку — это умные, интеллигентные люди, практически поголовно с высшим образованием. Надо сказать, что хорошие мозги отаку для многого нужны: чтобы освоить японский, чтобы хорошо разбираться в компьютере, чтобы писать статьи, создавать сайты в Интернете, делать субтитры для аниме, чтобы находить нужных ему людей и иметь с ними дело, и еще для многого другого, что составляет будни анимешника.
Часто у анимешника развит эстетические вкус и наклонности, это человек творческий, и аниме для него — это мощный стимул для раскрытия своего внутреннего потенциала. Смотреть аниме сутками напролет без перерыва и больше ничего не делать — это бессмысленно, поэтому последовательный человек рано или поздно приходит к тому, что начинает увлекаться чем-нибудь еще: рисованием манги, исполнением собственных или анимешных музыкальных тем, написанием стихов, сбором моделей мехов или персонажей из сотен крохотных деталей или чем-то еще, что может быть ему по душе.
Со стороны очень поражает постоянное присутствие чувство юмора по отношению к себе, своей жизни и любым трудностям последней. Это, кажется, негласная групповая норма, которая, возможно, помогает отаку преодолевать жизненные трудности. С последними анимешник может справляться довольно неожиданными способами. Представитель данной субкультуры относительно легко сохраняет спокойствие, если его никто не трогает, но все же не стоит его недооценивать, неизвестно на что он способен, если его действительно разозлить. К тому же анимешник — человек настойчивый в достижении цели, а иногда неотвязчивость бывает не менее грозным психологическим оружием, чем любое другое.
Все выше перечисленное делает отаку довольно интересными в общении и не только людям из их среды. И мне, конечно, тоже чем-то очень импонируют отаку, иначе я бы не взялась их описывать. Кому-то, возможно, они могут показаться большими детьми. Но по этому поводу надо сказать, что тенденция представителей последнего поколения людей быстрее стать взрослыми тоже не кажется столь уж прогрессивной. Те, кто немного знаком с историей педагогики, знают, что самое короткое детство было в первобытном обществе, следовательно, мы сейчас широким шагом идем по пути инволюции. Последнее время вообще стало немодно задумываться над своей собственной жизнью, замечать то давление на индивидуума, которое идет со стороны общества, относиться критически к тому, чем пичкают нас средства массовой информации и т. д. Думаю, что сознательный выбор человека того, что ему смотреть, по крайней мере, более серьезен по последствиям, чем принято считать. Но, конечно, чтобы быть таким как отаку, необязательно уходить в какие-то глубокие размышления. Мир анимешников очень яркий, захватывающий и притягательный для всех, у кого есть воображение, кому наскучила серость будней, это станет очевидным для всякого, кто хоть раз прикоснется к нему. Хотя не все так уж радужно и легко, как кажется, быть настоящим анимешником — отаку, анимешить не на шутку — это не всем под силу. То, что такому человеку нужно многое преодолевать, постоянно рисковать быть непонятым, невольно заставляет проникнуться уважением к нему. Упорству и энтузиазму отаку тоже можно только позавидовать. Многие из нас много чего хотят делать, но мало кому впоследствии удается что-то сделать из тех задумок, которые раньше намеревался воплотить. Еще, думаю, многие со мной согласятся, что это хорошо, когда для людей есть еще одна альтернатива, когда кто-то может быть счастлив по-своему, а не как все.
Душа анимешника тянется к прекрасному, а у кого не тянется? Отаку ценит в жизни то же, что и остальные, но делает это по-своему, необычно — это больше всего мне нравится в них. Хотя нельзя сказать, что отаку понимает «нормальных» людей, как, например, их предпочтения в проведении досуга в бессмысленных попойках, хождениях по барам и ежедневных “футбольных” матчей, но зато он понимает другого представителя своей субкультуры слишком хорошо — это редко встречается еще где-то в наше время. Причем понимание это близко к телепатическому, т. к. оно часто не требует непосредственного общения, конкретных слов. Не секрет, что сейчас люди все больше дистанцируются друг от друга, одиночество в толпе — побочный эффект завоевания современным человеком права на частную жизнь. Анимешники — это необычный мостик, который соединяет две несочетаемые тенденции — уйти в свой мир и в то же время быть в тесном контакте с другими людьми; иметь близость, но при этом быть в безопасности.
Плюс ко всему, данная среда способствует раскрытию творческого потенциала, помогает найти интересных друзей людям, которые в противном случае, возможно, остались бы в одиночестве, а иногда помогает вернуться в детство тому, у кого его не было по тем или иным причинам. Понимание этих фактов, думаю, делает очевидным и положительный вклад субкультуры фанатов японского аниме в нашу общую культуру.
______________________________________

Автор: Алия Махаматова

я тут решил смайлы не ставить ибо вообще не выйду из инета))) стотья найдена в инете

Нет комментариев